МААМ-картинки

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности

Мария Шаповалова
Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности

Доклад на педагогический совет

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности дошкольника.

Главное в человеке - это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности. Всякая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. Поэтому чтобы обеспечить разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника необходимо эффективное взаимодействие между собой всех участников образовательного пространства.

Публикация «Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности» размещена в разделах

Рассмотрим несколько понятий - Что же такое разностороннее развитие личности дошкольника и что такое образовательное пространство и его участники?

Разностороннее развитие личности дошкольника включает в себя:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

На уровне образовательного учреждения и его подразделений важнейшими элементами образовательной среды являются субъекты образования (учащиеся и преподаватели) и образовательные процессы, составляющие основу образовательного пространства. Образовательное пространство – это часть образовательной среды, где на субъективном уровне (уровне личного взаимодействия учащихся и преподавателей) создается множество двусторонних отношений, а также двусторонних и многосторонних связей для осуществления образовательной (педагогической) деятельности по развитию индивида и его социализации в разных системах образования (общей, профессиональной, дополнительной, специальной, государственной, частной, общественной, смешанной).

Участники образовательного пространства :

• Дети

• Родители

• Педагоги

• Специалисты (педагог-психолог, логопед, мед. работники, работники доп. образования)

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей к партнерским отношениям.

Рассмотрим модели взаимодействия участников образовательного процесса :

1) Ребенок-ребенок:

• свободно общается со сверстниками;

• приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

• самовыражается через совместную творческую деятельность;

• учится взаимодействовать в коллективе : отказываться от личных желаний ради общих целей;

• учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2) Родитель – ребенок:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение ситуации через диалог,

• гибкое введение ограничений.

3) Педагог - ребенок:

• признание ценности личности обучающегося;

• признание уникальности – индивидуальности личности обучающегося : выявление и развитие общих и специальных способностей обучающегося;

• выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

• приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;

• ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

• диалоговое взаимодействие с обучающимся;

• актуализация тенденции обучающегося к личностному росту;

• активизация исследовательских и творчески интересов обучающегося;

• создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

4) Педагог - родитель:

• добровольность в сотрудничестве.

• искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

• уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

• признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

• уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).

• конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

5) Педагог – педагог - администрация:

развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

• толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

• эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

• демократичность в общении;

• сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

• учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;

• проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Рассмотрим Подходы к организации педагогического взаимодействия :

• Деятельностный, формирующий у обучающихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у обучающихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

принципах:

• Добровольность

• Сотрудничество

• Уважение интересов друг друга

• Соблюдение законов и иных нормативных актов

Рассмотрим формы взаимодействия участников образовательного пространства.

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр (творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра является мощным средством успешной социализации ребенка. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формамотносятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп : групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об-разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т. д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы : обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит :

- Для студентов: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции;

- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, студентами и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

- для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Публикации по теме:

Коллекционирование как способ разностороннего развития старших дошкольников.Коллекционирование как способ разностороннего развития старших дошкольников. Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. В этом я убедилась анализируя.

Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей 2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами.

Модель организации взаимодействия педагогов в рамках единого пространства развития ребенка Золотые правила взаимоотношений • Поддерживайте и хвалите людей при каждой удобной возможности. Ваше одобрение действует как удобрение.

Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.

Родительское собрание «Обеспечение разностороннего развития каждого ребенка» Образовательная программа дошкольного образования ставит перед дошкольным учреждением такие задачи: - обеспечение полноценного, разностороннего.

Сообщение «Метод проектов — как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Сообщение «Метод проектов – как активная форма.

Создание образовательного ресурса для осуществления интернет взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания Слайд 2 В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы.

Создание виртуального пространства для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ Создание виртуального пространства для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ Информационные технологии.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 18:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД