МААМ-картинки

Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ

Алена Сиротина
Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ

Доклад на педагогическом совете

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

СЛАЙД №2 Примерная структура традиционных занятий

Организация занятия.

Ход занятия.

Итог занятия.

Публикация «Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» размещена в разделах

№3 Первым компонентом в структуре любого занятия является организационный момент. Его цель – привлечь внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. Кроме того, большинство организационных моментов проводятся в кругу, что способствует возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства.

№4 Речевые настройки.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

№5 Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за столы по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

№6 Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию,которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации. педагог рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от кого либо сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания которыми станут математические задания.

В подготовительных группах обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

№7 Ход занятия

Математическое занятие состоит из :

Математическая разминка (обычно со старшей группы).

Работа с демонстрационным материалом.

Работа с раздаточным материалом.

Физкультминутка (обычно со средней группы).

Дидактическая игра.

«Разминки» - это вопросы, задаваемые педагогом детям, на которые нужно дать ответ в быстром темпе. Эти разминки содержат самые различные вопросы, из самых разных областей (математика, логика, сказки и прочее). «Разминка для ума» развивает не только быстроту реакции на вопрос, но и расширяет кругозор детей, так как, не зная ответа на вопрос, педагог сообщает ребенку новую информацию. Кроме этого, задав вопросы, вы узнаете, насколько богаты и полны знания детей в той или иной области.

К демонстрационным материалам относятся :

наборные полотна для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками

— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков,;

— комплекты предметов одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные

— карточки и таблицы;

— модели («числовая лесенка», календарь и др.);

— логические блоки;

— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

— оборудование для проведения дидактических игр;

— приборы (часы, весы, счеты

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что:

с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям;

создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей

К раздаточным материалам относятся :

— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д. ;

— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос;

—наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

— счетные палочки и т. д.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

№8 Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

Бережное отношение к наглядному материалу.

Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.

Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.

Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

9 Виды физкультминуток:

Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.

Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

№10

Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.

№11 Количество частей занятия и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется : 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

№12

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»).

В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

№13 Методические требования к занятию по математике

Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.

Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.

На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.

Используется разнообразный наглядный материал.

Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.

Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.

№14 Методические приемы обучения

1. наглядные приемы (показ способов выполнения действия, показ образца ответа).

2. словесные приемы (объяснение в сочетании с показом, кроме подготовительной группы; в младших группах – многократный показ на всех этапах обучения; в старшей группе – однократный показ).

3. вопросы (в младшей группе – репродуктивные, например: чего больше? грибов или белок?; в средней группе – числовые, например: чего больше? 5 грибов или 4 белки?; а также вопросы на сравнение, например: чем отличается квадрат от круга?; в старшей и подготовительных группах – подводящие к обобщению, например: как можно одним словом назвать квадрат и прямоугольник, а также поисковые, например: почему ты думаешь, что эта задача на сложение? Как получилось число 6?.

Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:

Многословие, неточность в постановке вопросов.

Однообразие наглядного материала, заданий.

Неверное расположение материала.

Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

Словесная активизация.

Чередование различных видов деятельности.

Смена наглядного материала.

Физкультминутки и релаксация.

Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

Соблюдать дисциплину на занятии.

Сидеть, сохраняя правильную осанку.

Тихо вставать и садиться, подходить к доске.

Поднимать руку, только когда знаешь ответ.

Отвечать, только когда тебя спросят.

Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.

Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).

Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.

Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.

Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Помоги зверятам!»Дидактическая игра по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Помоги зверятам!» Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами; различать и называть цвета; развивать внимание, воображение.

Дидактическая игра по математическому развитию «Подарки» для детей 4–5 летДидактическая игра по математическому развитию «Подарки» для детей 4–5 лет Все мы знаем, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Ребенок играет в разнообразные игры: подвижные,.

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Конспект НОД по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста. Обобщение по теме «Такие разные фигуры» Программные задачи: 1. Развивать умение детей выделять структурные элементы геометрических фигур (наличие углов, сторон). 2. Упражнять в.

Конспект НОД по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние игрушки» Цель: знакомство детей с цифрами Задачи: Образовательные: - закрепить умение детей считать в пределах 7; познакомить.

Конспект НОД по математическому развитию для детей средней группы «Подарок для медвежонка Умки» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию еще один конспект НОД по математическому развитию, которые я помогаю разрабатывать.

Конспект НОД по математическому развитию с ИКТ «Задачи на вычитание. Многоугольники»Конспект НОД по математическому развитию с ИКТ «Задачи на вычитание. Многоугольники» Цель :Совершенствовать количественный и порядковый счет Совершенствовать умение придумывать задачи на вычитание по картинке Развивать.

НОД по математическому развитию «Тренировка космонавтов»НОД по математическому развитию «Тренировка космонавтов» НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в старшей группе по математическому развитию «Тренировка космонавтов» Цель: развивать - восприятие.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ
Опубликовано: 27 октября 2020 в 18:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД