Лучший педагог года

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

Гульсиня Гибадуллина
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Е. И. Тихеева

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Цели организации (РППС ДОО):

• обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

• обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

• Концепция содержания непрерывного образования (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003)

• СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013)

• Психолого-педагогические требования Минобрнауки России (Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)

• Требования безопасности

(ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями).

ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»)

• ФГОС ДО (ФЗ №1155 от 17.10.2013)

• Закон «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012. ФЗ №185 от 02.07.2013)

При организации РППС необходимо учитывать:

• гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);

• наличие физкультурного и музыкального залов;

• наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;

• оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;

• наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;

• наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;

• наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;

• наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

РППС в младшем дошкольном возрасте

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

РППС в среднем дошкольном возрасте

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РППС в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

РППС ДОО должна быть:

Содержательно-насыщенной, что предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке, соответствие возрастным особенностям и содержанию программы;

Трансформируемой. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации

от меняющихся интересов детей, от возможностей детей;

Полифункциональной, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д., наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители);

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов;

Доступной: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования;

Безопасной: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

При соблюдении всех требований и принципов мы получим РППС, обладающую следующими качествами:

• Психологическая, физическая и функциональная безопасность;

• Правильная возрастная адресация;

• Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);

• Функциональная (игровая) привлекательность;

• Возможность организации коллективной деятельности;

• Дидактическая ценность;

• Развивающие возможности;

• Эстетическая ценность;

• Методическая обеспеченность;

• Долговечность.

Примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения.

1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения.

2. Определить недостающие компоненты.

3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости.

4. Изучить интересы, предпочтения и особенности детей группы.

5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Продумать способы выделения игровых зон, с учётом возможности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение учебного года.

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС

1. Социально-коммуникативное развитие:

• Центр ППД

• Центр пожарной безопасности

• Центр труда, уголок дежурств

• Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

2. Познавательное развитие:

• Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

• Центр сенсорного развития

• Центр конструктивной деятельности

• Центр математического развития

• Центр экспериментирования

3. Речевое развитие:

• Центр речевого развития или уголок речи, грамотности

• Центр «Будем говорить правильно

• Центр «Здравствуй, книжка!»

• Логопедический уголок

4. Художественно-эстетическое развитие включает:

• Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки»

• Центр музыкально-театрализованной деятельности

5. Физическое развитие:

• Центр физического развития

• Центр сохранения здоровья

• Спортивный уголок «Будь здоров!»

В 2015 году Федеральный институт развития образования выпустил развернутые методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Документ раскрывает важнейшие характеристики РППС, подробно описывает требования к зонированию, дидактическому наполнению и интеграции развивающей среды и материалов, на которые должна опираться образовательная программа ДОУ по ФГОС. Серьезным дополнением к ФГОС стало определение так называемых функциональных модулей РППС, которые позволяют четко распределить зоны игрового пространства и развивающие материалы по образовательным областям. Опираясь на данный документ, педагоги ДОО смогут сформировать оптимальную развивающую предметно-пространственную среду для полноценного и гармоничного развития личности ребенка.

Модуль «Игровая» включает в себя наиболее объемный перечень материалов, формирующих основное игровое пространство ДОО и затрагивающих все образовательные области: от социально-коммуникативного до физического развития.

Модуль «Физкультура» определяет ассортимент необходимого спортивного инвентаря и игрового оборудования, направленный на развитие крупной моторики дошкольника и отвечающий за поддержание и укрепление физического здоровья.

Модуль «Творчество» состоит из развивающих материалов, которые участвуют в занятиях по развитию творческого потенциала ребенка, формируют художественный и эстетический вкус.

Модуль «Логопед» содержит материалы для работы над речевым развитием дошкольников, освоением норм свободного общения и различных компонентов устной речи.

Материалы модуля «Психолог» должны использоваться только специалистами в процессе диагностики и коррекции психологического состояния дошкольника и микроклимата семьи.

Модуль «Бассейн» является одним из выделенных направлений физического развития дошкольника, он включает в себя игрушки по ФГОС для занятий и экспериментов с водой.

Модуль «Общие компоненты» состоит из технических элементов оснащения РППС, облегчающих задачи по зонированию и организации игровой среды ДОО.

Использованная литература:

1. ФГОС ДО (ФЗ №1155 от 17.10.2013)

2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д.,

Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной

среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

ISBN 978-5-85630-100-6

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как фактор развития ребёнка в ДОУ в соответствии с ФГОСПредметно-пространственная среда как фактор развития ребёнка в ДОУ в соответствии с ФГОС Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в младшей группе в соответствии с ФГОС Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.

Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС (группа раннего возраста)Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС (группа раннего возраста) В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир, психика.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС» Предметно-пространственная развивающая среда-это организованное жизненное.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС (старший возраст) (старший возраст) Прежде чем приступить к своей работе по построению среды, мы составили модель развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС В соответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС» Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС Сегодня я хочу поделиться с вами тем, что у меня хорошо получается – оформление предметно – пространственной среды группы. Современный детский.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС в старшей группе КОУ «Сургутская школа – детский сад» Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДОО в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 20:30
+135Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД