Папки-передвижки

Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Альбина Данилкина
Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Как у взрослых, так и ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую порой неожиданную информацию. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Публикация «Доклад для выступления на педагогическом совете „Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность“» размещена в разделах

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:

1. Быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий. Кроме того, незнакомые предметы вызывают у ребенка любознательность.

2. Объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

3. Противоречивость и конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Остановимся на описании некоторых объектов и материалов, которые должны быть в арсенале воспитателя и которые можно предложить малышам для экспериментирования.

Коробочка с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробка из-под духов. Особенно детям интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками –молниями или а крышкой на кнопочках; различные шкатулки. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача воспитателя привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробку, извлечь «секрет», стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу.

Способ можно считать освоенным, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку, Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

Игрушки с сюрпризом. Сейчас в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш и т. д.) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики.

Действуя с такими предметами, ребенок познает срытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений.

Тряпичные игрушки. для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, н-р различные по форме шарики, подушечки из тканей, различающихся по фактурой и цветом. Наполнителем служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль и т. д. Внутрь можно положить что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т. п. Их можно сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Игры с красками. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

Например:

-таинственные отпечатки (по предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Воспитатель предлагает детям развернуть листы, посмотреть и подумать, что напоминает получившееся изображение.

-превращение воды (ложкой или маленькой баночкой воспитатель добавляет в каждый стакан немного разной краски; обращает внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, а в другом-желтой, добавляет еще краски, так чтобы дети убедились: вода стала ярче и темнее. Следующий этап-смешивание красок совместно с детьми.

Игры с водой. Они не только увлекательны, но и полезны дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

Наливаем-выливаем. Такие игры учат сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных - непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный, на который нанесена отметка.

Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами (с металлом (ложкой, деревом, пластмассой, резиной, тканью, бумагой, губкой (поролоновой, резиновой).

Игры с песком (лепить и разрушать куличики из мокрого и сухого песка, закапывание и раскапывание игрушек, перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую, сооружение больших домов, башенок, заборчиков и т. д.)

Игры с бумагой. (игры с комочками-снежками, завертывание разных игрушек в бумагу, можно порвать на мелкие кусочки ненужную бумагу, лепка скульптур, складывание самолетиков, корабликов

Публикации по теме:

Формируем речевую и познавательную активность детей «Формируем речевую и познавательную активность детей» Воспитатель: Людмила Грачева Анализ литературы свидетельствует о том, что мало изучены.

Адаптация в детском микроклимате младших дошкольников. Отчет на педагогическом совете (24.11.2015)Тема пед совета:Значение и роль адаптационного периода в успешном развитии воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного.

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пальчиковые игры» Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря.

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Конспект комплексно-тематической игры «Как козлята строили дом» (ранний возраст) Цель: познакомить с представителями природного мира – деревьями (елка, дуб, береза); продолжать закреплять умение различать и называть цвета;.

Сообщение на педагогическом совете «Игры экологической направленности, как одна из составляющих основы здорового ребёнка». Ребёнок – это целостный духовно-телесный организм-средоточник, посредник значимых для него природно и социально экологических связей. Цель.

Сообщение на педагогическом совете «Здоровый ребенок — здоровое общество» Уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю свою презентацию на тему: Здоровый ребенок– здоровое общество. Своё сообщение я хочу начать.

Выступление на педагогическом совете «Обновление предметно-развивающей среды» Обновление предметно – развивающей среды. Организация жизни и воспитание. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей.

Выступление на педагогическом совете «К ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом» Выступление на педагогическом совете «К ФГОС ДО: шаг за шагом».«Педагогическая площадка по вопросам реализации ФГОС ДО». Цель: Обеспечение.

Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре» 1 слайд Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 15:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД