Доклад на педсовете на тему «Современный учитель глазами обучающихся»

Елена Кузнецова
Доклад на педсовете на тему «Современный учитель глазами обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бутырки

Лысогорского района Саратовской области»

Доклад на тему:

«Современный учитель глазами обучающихся»

Подготовила: Е. А. Кузнецова,

I квалификационная категория,

учитель истории и обществознания.

с. Бутырки 2018 год

Современный учитель глазами обучающихся.

«Что самое главное было в моей жизни?

Без раздумий отвечаю – любовь к детям».

В. А. Сухомлинский

Современные требования к педагогу освещены в законе «Об образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, иметь соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивать результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования».

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма.

Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса:

• Общегражданские качества;

• Качества, которые определяют специфику профессии учителя;

• Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных. К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей.

Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрению и направленности личности, мотивам, определяющим поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом и конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это, по словам В. Сухомлинского: «Плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета»[10]. Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития, многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразному кодексу педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий этим качеством, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянием здоровья.

Учитель… Наверное, одно из самых многогранных слов. Сколько качеств, умений, душевности оно несёт нам из века в век. Ведь учитель – это не только строгий педагог, стремящийся уложить в буйные головы учеников как можно больше знаний, но и душевный «наставник», который помогает ученикам найти свой путь, своё призвание.

Вся взрослая жизнь строится на событиях из детства, на наших первых впечатлениях, на опыте школьных лет. Мы приходим в школу и знакомимся с нашим первым педагогом. И впредь это не просто учитель, а наша вторая мама, наш помощник и защитник. Первый учитель становится главным в жизни детей. Современный учитель младших классов должен быть очень творческой, талантливой личностью, умеющей увлечь малышей и развеять их представление о школе как о сером, нудном проведении времени. Авторитет первого учителя, даже во взрослой жизни, остаётся неоспоримым. Но вот незадача, в наш информационный век, в пору безостановочной спешки роль педагога кому–то видится другой. Появление высоких технологий в учебных заведениях зачастую заменяет душевный, доверительный диалог с учителем. Ученики и студенты всё больше учатся с помощью «учителя-компьютера». Происходит замена живого, человеческого общения на виртуальное. Да, наверное, это и есть неоспоримый прогресс. Безусловно, ученики приветствуют эти нововведения компьютерного века, ведь большинство развлечений сегодня связано именно с компьютерами и Интернетом. Родилась уже идея о том, что вскоре школы не будут нужны, рассматривается идея о всеобщем дистанционном обучении. Зачем нужны школы, учителя, классные комнаты, если всё это может заменить компьютер с подключением ко всемирной сети? Но компьютер никогда не заменит учителей.

Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.

Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

Творческий рост учителя - через ошибки, заблуждения, преодоления себя - это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, в лабораториях, а с людьми.

На наш взгляд, для учителя наиболее важными являются следующие качества:

• Внимание к ученикам, умение находить с ними общий язык;

• Служить примером справедливости;

• Грамотное сочетание доброты и строгости;

• Чувство юмора;

• Умение интересно вести урок и хорошо объяснять тему, учитывая способности учеников.

Как верно подметил Симон Соловейчик: «Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят учиться. Главной радостью учителя являются его ученики. В них учитель находит поддержку и вдохновение».

Чтобы быть учителем, нужно быть весьма квалифицированным в этой области. А чтобы квалификация с годами «не потускнела», он должен непрерывно, анализируя факты, явления, события, совершенствоваться. Педагог должен ощущать недостаток знания, несовершенство своих умений, ограниченность своих навыков, только так его знания будут находиться в непрерывном развитии.

Чтобы наставлять на путь истинный «заблудших учеников своих», учитель должен быть вместилищем и хранилищем духовных, моральных, этических и эстетических норм, идеалом, личностью, образцом и примером для подражания. Он должен непрерывно творить, вдохновлять, вселять веру, вести за собой по «каменистым дебрям» знаний; не отклоняясь от намеченной цели не на градус, не переставая об этом думать ни на минутку.

Учитель - творец. Каждый урок обладает присущей только ему неповторимостью, каждый класс индивидуален и обладает своей характерной только для него, спецификой. Поэтому находить подход к ученикам ему приходится каждый раз заново, выстраивать урок, учитывая происходящее.

То есть личность учителя должна быть многогранной, подвижной и живой. Не говоря уже о том, что работа должна быть любимой.

Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя». Поэтому интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника». Ученикам была представлена анкета, содержащая 3 вопроса:

1) Какой учитель хороший и почему?

2) Какой учитель плохой и почему?

3) Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся».

Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Любопытно также, что в параллели 10-х классов 21% учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя.

Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи

1. Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3. Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4. Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5. Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7. Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8. Тактичен.

9. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10. Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством).

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

1. Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

2. Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу

3. Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

4. Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.

5. Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

6. Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

7. Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

8. Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

9. Не творчески работает.

10. Педантичен, формалист.

Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии. Американский социолог У. Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932) описал некоторые из этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Чтобы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 5-11классов N-ой школы.

Ответы анкетирования:

Анкета №1.

2. Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

Ответ «да» дали 47%

«Нет» ответили 53%

3. Каким должен быть возраст учителя?

от 20 до 35 - 37%

от 40 до 60 - 34%

«не имеет значения» - 29%

3. Каким должен быть пол учителя?

Женский – 88%

Мужской – 2%

Не имеет значения – 10%

4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся?

Да – 91%

Нет – 9%

5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию?

Да – 85%

Нет – 15%

6. Должен ли учитель совершенствоваться как личность?

Да – 83%

Нет – 17%

Анкета №2

1. Какие качества должны преобладать у современного учителя (учащиеся выбирали не более двух ответов?:

-профессиональные, интеллектуальные – 48%

- профессиональные, коммуникативные – 12%

- профессиональные – 10%

- прочее – 30%

2. Каких качеств не хватает современному учителю?

- юмора, терпения – 45%

- взаимопонимания с учениками, юмора – 15%

- взаимопонимания с учениками, профессионального знания предмета – 17%

- прочее – 25%

3. Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?

- изменилось в лучшую сторону –42%

- изменилось в худшую сторону -18%

- не изменилось -39%

4. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?

- на настроение – 46%

- на то, во что он одет-32%

-на прическу и макияж – 22%

5. Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

- один раз было -40%

-такого никогда не было-38%

-постоянно происходит – 22%

6. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

-да -56%

-я об этом не задумывался-36%

- нет- 8%.

7. Какими качествами учитель не должен обладать?

- грубость, деление учеников на «любимчиков» и остальных – 20%

- грубость, равнодушие к ученикам – 20%

- деление учеников на «любимчиков» и остальных – 21%

- ни одним из этих качеств – 39%

В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников: это женщина от 20 до 35 лет, умеющая находить общий язык с каждым учащимся, повышающая свою квалификацию, которая совершенствуется как личность.

-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет;

- любит и понимает своих учеников;

- терпелив и владеет собой;

- всегда в хорошем настроении;

- одинаково относится ко всем ученикам;

-современному учителю всегда приятно приходить на уроки, и он не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания: 40% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из-за учителя. Но главное, что в жизни многих учеников (56%) есть учитель, благодаря которому они стали лучше.

Каким же должен быть современный учитель? Результаты нашего исследования показали, что учитель XXI века, по мнению наших учеников, – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Учитель должен уметь находить общий язык с учениками, не делить учеников на «любимчиков» и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.

Детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны, хорошо объясняли материал, помогали, если возникают трудности. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Многие дети при встрече с грубостью в обращении с учителями теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Так складывается отношение к предметам и к учебе в целом.

Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться.

Поэтому, на наш взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

Список литературы

1. Латышина Д. И. «История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века)» М.: издательская группа «Форум» - «Инфра-м», 1998.

2. Маркова А. К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993.

3. Маркова А. К. «Психология профессионализма», М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.

4. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

5. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. - 1980.- №5.

6. Пискунов А. И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: Творческий Центр Сфера, 2005.

7. Сафин В. Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии. -1982.-№ 1.-С. 69-750.

8. В. А. Сластенин «Педагогика», М.: «Школа – Пресс», 1997

9. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. М.: 2003, с. 74

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. ,1974. С. 22.

11. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения», М.: Педагогика, 1973 – Т. 1

Публикации по теме:

Доклад и презентация на тему «Аутизм» Введение В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается.

Доклад на междедсадовском педсовете «Значение сюжетно-ролевой игры для психического развития детей раннего возраста»Доклад на междедсадовском педсовете «Значение сюжетно-ролевой игры для психического развития детей раннего возраста» Развитие детей в физической, когнитивной, психосоциальной области улучшается благодаря игре. Игра - присущий только детям способ познания.

Доклад на педсовете «Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна, питания» ДОКЛАД на пед. совете на тему: «Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна, питания» Содержание 1. Почему следует соблюдать.

Доклад на педсовете «Приобщение детей к здоровому образу жизни» «Приобщение детей к здоровому образу жизни» В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья.

Доклад на педсовете «Речевое развитие детей дошкольного возраста: проблемы, пути решения» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем.

Доклад «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы» Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Исследовательская работа на тему «Первый заслуженный учитель Республики Башкортостан» Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Кельтеевская средняя общеобразовательная.

Современный детский мир Современный детский мир Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные.

Современный родитель, какой он? Современный родитель какой он? Современные молодые мамы приближаются к тому, чтобы давать ребенку право быть свободным. Есть категория.

Эссе «Современный ребенок»Эссе «Современный ребенок» Эссе «Современный ребенок» Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Наша армия
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Доклад на педсовете на тему «Современный учитель глазами обучающихся»
Опубликовано: 14 августа 2018 в 00:17
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...
Спортивное развлечение в форме квест-игры «Остров сокровищ» для детей старшей группы
Спортивное развлечение квест-игра «Остров сокровищ» для детей старшей группы Чиненов Александр Владимирович Инструктор по физической культуре г. Сасово...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Грибы на лесной полянке»
Программное содержание. Продолжать развивать навыки детей в работе с ножницами, учить размещать готовые формы на листе, способствовать совершенствованию...