Доклад на педсовете по теме «Речевое развитие. Воспитываем читателя»

Наталья Величко
Доклад на педсовете по теме «Речевое развитие. Воспитываем читателя»

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру,

Известно, что читательский опыт начинает закладываться в раннем детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение: искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться, стремиться передать это в драматизации. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом мы читаем детям.

В круг детского чтения входят:

-произведения устного творчества русского народа и народов мира;

-классическая детская литература отечественная и зарубежная;

-современная литература русская и зарубежная.

Анкетирование родителей по теме «Приобщение ребенка к чтению художественной литературы» показало, что чаще всего дома читают детям именно сказки.

«Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»-эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действие, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе персонажа, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.

Задача дошкольного учреждения - открыть ребенку трех-четырех лет мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, развить умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям, то есть педагог должен заложить основу литературного развития детей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературного искусства, с развитием их художественно- речевой деятельности.

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников, когда дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературному слову в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев.

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Это реализуется в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов, в рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней - важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

Старшим дошкольникам необходимо читать волшебные сказки. Именно в них грань добра и зла очерчена особенно четко, а рядом с ребенком царствует чудо. С помощью волшебных сказок специалисты проводят психокоррекцию, устраняя тревожащие и угнетающие ребенка впечатления и другие состояния.

Что и говорить, сказка – любимый детский жанр в литературе. Они сочетают в себе познавательный и воспитательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. Этому способствует драматизация литературных произведений или их отрывков. Необходимо использовать отрывки особенно яркие, интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят.

Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.

Детям с пяти лет рекомендуется разыгрывать отрывки произведений в свободной интерпретации, обучая их импровизации при активном участии взрослых (см. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе»).

Художественное слово необходимо использовать во всех видах деятельности детей в дошкольном учреждении и в семье, при реализации задач различных образовательных областей.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное слово во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или на желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг.

Публикации по теме:

Доклад на педсовете «Познавательное развитие детей средней группы по ФГОС» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 Городского округа город Фролово. Доклад.

Доклад на педсовете «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду» «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду» Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является.

Доклад на педсовете «Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию» Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись.

Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие. Тема Сказка Л Н. Толстого «Три медведя». Цели (Программные задачи): Помочь вспомнить содержание сказки, развивать память, помогать детям играть в сказку, активизировать речь. Материалы.

Интегративное занятие в старшей группе. Речевое развитие. Рассказывание по теме «Зима». Конспект интегративной образовательной деятельности. Речевое развитие. Составление рассказов на тему «Зима», старшая группа. Образовательные.

Перспективный план НОД в области «Речевое развитие» (развитие речи, художественное чтение) в подготовительной группе. Осень Сентябрь 1 неделя Занятие №1 Тема:«Подготовишки» Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят.

Речевое развитие и развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Одно из основных условий.

Весенние цветы «Одуванчики» Интеграция образованных областей: художественно — эстетическое развитие, речевое развитие. Звучит фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». В. Вношу цветок (мягкая игрушка) (Дети.

Консультация для родителей «Воспитываем мальчика, воспитываем девочку» Воспитываем мальчика, воспитываем девочку. Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Доклад на педсовете по теме «Речевое развитие. Воспитываем читателя»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 20:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»
Консультации для родителей «УЧИМ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми....
Детские поделки на тему «Осень» и «Дары осени»
Осень - чудесная пора. Она пестрит своими яркими красками, давая волю воображению. А главное: одаряя нас обилием плодов и природного материала. Дети любят...
«Воспитываем грамотного пешехода»
Система работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое...
Программа по краеведению «Юный патриот»
Пояснительная записка «Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину...
«Синичкин день — день встречи зимующих птиц» (фотоотчет)
Сегодня. 12 ноября отмечается Синичкин день ( или Зиновий-синичник. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку...