Лучший педагог года

Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития»

Анна Староверова
Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития»

«Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития»

В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Публикация «Консультация для учителей начальных классов „Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития“» размещена в разделах

При построении образовательно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, необходимо опираться на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы :

• учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;

• принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;

• определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;

• один из главных принципов работы с обучающимися данной категории воспитывающий характер обучения;

• наглядности и практической направленности;

• расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;

• доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы

Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей со сложной структурой дефекта

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И. С. ,АмонашвилиШ. А.) направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.

Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии.

ИКТ. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В учебно- воспитательном процессе я использую :

- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

-аудиовизуальные технологии.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять

технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Технология альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи.

Примеры альтернативной коммуникации:

- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.

- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.

- предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушениями зрения.

- письмо.

Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Индивидуальная программа для детей со сложными дефектами

Индивидуальные коррекционные программы для детей с комплексными нарушениями можно назвать альтернативными программами или интегрированной моделью коррекционно-образовательной программы.

При разработке индивидуальных коррекционно-педагoгических программ для детей этой категории обязательно учитываются межпредметные связи, междисциплинарный подход, столь важный для построения программ, достигается благодаря скоординированному объединению дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии, интегрированный подход предусматривает отбор разделов и тематического содержания из уже разработанных программ, дозированность объема изучаемого материала.

Задача педагога - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ребенок принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей детей.

Успешному решению поставленной задачи перед педагогом способствует индивидуализация обучения. Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого (продуктивного) обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В ходе коррекционно-педагогической работы особое место отводится развитию коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникация постепенно преобразуется в сложную осознанную форму повседневного поведения человека, с другой - развитие личности становится возможным только в условиях общения с другими людьми.

Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.

В школе-интернате я работаю учителем 5 лет. В настоящее время работаю с обучающимися со сложной структурой дефекта - 7 класс. В моем классе 9 человек. У всех обучающихся разные диагнозы, а отсюда и разные способности, и разные возможности.

Психофизическое развитие таких детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию в школе осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития. Однако следует отметить высокую учебную мотивацию, эти дети очень хотят учиться.

Моя задача как учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к знаниям, развивалась самостоятельность. Причем, каждый ученик принимает самое активное участие, работает с полным напряжением своих сил, самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся.

Принципами моей работы выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ученика и учителя, стимулирование творческих способностей ученика.

Основной особенностью учебной деятельности учащихся со сложным дефектом является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Этот недостаток и накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка. К этому добавляются и другие особенности детей : быстрая утомляемость, тревожность, психоэмоциональная неустойчивость.

Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Учащиеся со сложной структурой дефекта нуждаются в особых способах подачи информации.

Использую различные типы выполнения заданий:

- частичное выполнение данного задания;

- вместо письменного – устное (при устных ответах учитываю, что некоторые учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя, не могут сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать);

- учебные тесты на тренажерах, что позволяет повысить результативность обучения, привить навыки самоорганизации, облегчить решение практических задач;

- практические работы, которые позволяют наглядно увидеть происходящее. Затем добиваюсь самостоятельно сделать вывод с помощью наводящих вопросов;

- использование интерактивных занимательных заданий, что позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Урок выстраиваю по следующей структуре :

Сначала объясняю новый материал более сохранным учащимся, а другие в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Не сразу все учащиеся включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока, сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

Далее для закрепления вновь изученного материала даю классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих тяжелые нарушения в развитии, организую работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование моей деятельности продолжается в течение всего урока. Также учитываю разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя или совместные с учителем действия.

Одних нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организую на разных уровнях и в разном объеме. При необходимости дополнительно использую карточки, в которых приведены различные задания и упражнения. Слабые ученики получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом.

Особая роль отвожу домашнему заданию, так как оно выполняется без непосредственного моего контроля. Индивидуализация домашних заданий происходит, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению. Использую карточки с выбором правильного ответа, карточки с заданиями, половина которых заранее прописана, тетради на печатной основе, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы.

Для детей со сложной структурой дефекта особенно важно добиваться развития адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней тревожности и нервозности.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок учащихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ учитываю не только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок.

Уроки, которые я провожу с детьми данной категории, делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяю из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение провожу в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Так как всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, я во время урока несколько раз меняю рабочую позу учащихся «сидя-стоя», провожу физминутки, динамические паузы.

В образовании детей со сложной структурой дефекта из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники разных классов, индивидуальные карточки, различную художественную литературу, средства ИКТ, мультимедийные презентации, яркую наглядность, где возможно, реальные предметы и др.

При планировании уроков учитываю значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы «у меня получилось, значит я это могу», и желание получить похвалу педагогов и родителей.

Основными задачами для развития социальной компетенции учащихся ставлю: (даю несколько примеров)

Коррекционная работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Обучение и воспитание детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив детского образовательного учреждения или школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития и социализации.

Данную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать, так, как при её отсутствии утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего окружающего общества.

Развитие детей со сложной структурой дефекта не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода.

В моем классе отсутствует стандартная форма проведения уроков. В своей работе я отталкиваюсь от интересов ребенка, его потребностей, индивидуальных возможностей. Поэтому, я нахожусь в постоянном поиске форм и методов, способных поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, к тому, чтобы изучаемый материал был доступен, логичен, тесно связан с жизнью, способствовал их социальной адаптации. Это становится возможным при проведении интегрированных уроков.

Потребность в проведении подобных уроков возникает по ряду причин. Во-первых, мир, окружающий детей со сложной структурой дефекта, должен познаваться ими в своем многообразии, но в то же время, и в единстве. Материал уроков представляет дозировано отдельные явления, не дает полных представлений о месте этого явления в системе окружающего мира.

Во-вторых, интегрированные уроки являются сильнейшим стимулом развития учебной мотивации, познавательного интереса детей, внимания, к развитию восприятия, памяти, мышления, навыков коммуникации.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков предполагает постоянную смену видов деятельности в течение занятия и позволяет говорить о создании здоровьесберегающей среды, что особенно важно в обучении детей со сложной структурой дефекта, т. к. все они дети-инвалиды и имеют целый ряд сочетанной патологии по зрению, слуху, двигательным нарушениям и соматическим заболеваниям.

При обучении детей со сложной структурой дефекта структура интегрированных уроков должна отличаться четкостью, компактностью, логикой построения учебного материала на каждом этапе урока.

Типы применяемых интегрированных уроков:

-урок формирования новых знаний.

-урок обучения умениям и навыкам.

-урок применения знаний на практике.

-урок повторения, обобщения знаний, закрепления умений.

-урок контроля и проверки сформировавшихся знаний и умений у учащихся.

-урок комбинированный и т. д.

Рекомендуемые формы проведения интегрированных уроков:

-урок-игра.

-урок-путешествие.

-урок-сказка.

-урок-экскурсия.

-урок-беседа и т. д.

На интегрированном занятии могут присутствовать как учащиеся из одного класса, так и из разных классов. Практика показала, что хорошие результаты при проведении интегрированных уроков даё т объединение следующих предметов:

• Трудовое обучение - социально-бытовая ориентировка

• Чтение – рисование

• Трудовое обучение – математика

• Ознакомление с окружающим – рисование

• Ознакомление с окружающим - трудовое обучение и т. д.

При проведении интегрированных уроков моя задача как педагога- дополнить и обогатить знания учащихся по одному учебному курсу знаниями других предметов, показать взаимосвязь и единство окружающего мира. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, дети со сложной структурой дефекта получают новые возможности в обучении, приобретают необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и адаптации в обществе.

Используемая литература:

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.

2. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М. : Просвещение, 1990.

3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.

5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

6. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.

7. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь. — М., 2006.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

«Здравствуй — дружно говорим!» Музыкальное логоритмическое занятие для детей со сложной структурой дефекта «Здравствуй — дружно говорим!» Музыкальное логоритмическое занятие (для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,сложной структурой.

Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства»Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства» Кто хоть раз видел процесс изготовления изделий из бисера, тот охотно подтвердит: бисероплетение завораживает. Видеть, как россыпь ярких.

Дидактические игры в развитии детей со сложной структурой дефекта Особенности проведения и содержания игр с детьми со сложным дефектом. Из опыта работы. У детей, имеющих умственную умеренную и тяжёлую отсталость,.

Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.

Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Конспект открытого занятия для учителей начальных.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Работа с бумагой и картоном. Изготовление объемной аппликации»Мастер-класс для учителей начальных классов «Работа с бумагой и картоном. Изготовление объемной аппликации» Мастер-класс по технологии учителя начальных классов М У ООШ с. Березовка 1-я Галкиной А. В. Тема: «Работа с бумагой и картоном. Изготовление.

Планирование работы методобъединения учителей начальных классов «УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» Директор гимназии Поповка Зам. директора гимназии Поповка Сэу Е. А___ Василат О. П___ «___».

Праздник «Здравствуй, весна» для учащихся начальных классов для детей со сложной структурой дефекта Праздник «Здравствуй, весна!» (для учащихся начальных классов для детей со сложной структурой дефекта) Направление: Коррекционное образование,.

Конспект урока в 3 классе со сложной структурой дефекта «Веселое путешествие на самолетике» ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА САМОЛЕТИКЕ конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий тип урока: интегрированный предмет: развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития»
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 15:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД