Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому наследию народов Дагестана

Саибат Керимханова
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому наследию народов Дагестана

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории.

Лихачев Дмитрий С.

В наше время научного прогресса в России остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего России. Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Настоящее время – время духовно-нравственного кризиса. А кризис духовный еще более опасен, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Нам, педагогам, нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Время диктует необходимость обновления содержания образования и воспитания детей дошкольного возраста.

В законе Российской Федерации «Об образовании» образовательная политика государства излагается на переработке и осмыслении всего наиболее ценного, традиционно наработанного предыдущими поколениями.

Необходимость использования духовно - нравственного потенциала в воспитании подрастающего поколения также подчеркивается в таких основополагающих документах, как выступление президента РФ В. В. Путина «О стратегии развития России до 2020 года», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования и др.

Народная педагогика - один из неиссякаемых источников, стимулирующих развитие нравственно-стабильной личности с раннего возраста.

Кардинальные вопросы улучшения воспитания детей дошкольного возраста связаны с формированием нравственно-ценностных основ личности. В исследованиях ряда авторов (Ш. А. Амонашвили, Ш. К. Бабанский, П. Б. Битинас, Е. В. Бондаревская, О. С. Богданова,З. И. Васильева, Р. И. Жуковская, Т. С. Конникова, И. С. Марьенко, Г. И. Щукина и др.) разработаны научные предпосылки целостного перехода к процессу нравственного воспитания личности на разных этапах ее развития.

Дагестанские просветители и педагоги XIX века философски образованные - Гаджи-Дауд Усишинский, Магомед Кудутлинский, Мухаммед-Эфенди ал-Яраги, Мирза-Али ал-Ахты, Саид Араканский, СалманТлохский-провозглашали воспитание и образование и считали их основополагающими в жизни юного поколения. Названные ученые опирались на наследие народов России, Дагестана и всего мира в целом.

«Дагестан, ты младший брат России!», «Дербент! Ты – частица великой России!». Это своеобразный и уникальный регион, где на протяжении многих веков вырабатывались свои духовные ценности, формировалась система образования, накапливался богатый опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. Эта система, сформированная на традициях и адатах, существующая тысячелетиями.

Я с большой гордостью и любовью представляю Дагестан, самый древний город в России - Дербент, который совсем недавно отметил свой юбилей - 2000лет по указу Президента России В. В. Путина. 3 ноября 2016 г. в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве состоялась выставка «Дербент, Дагестан, Россия». В мероприятии принял участие Президент России Владимир Путин.

«Хочу всех вас поздравить с юбилеем. Город Дербент преображается, республика постепенно преображается. Это видно и чувствуется. Конечно, город становится лучше и лучше. Когда я там был в первый раз, посмотрел, в каком состоянии крепость Нарын-Кала, – плачевное было состояние», — сказал Президент РФ, добавив при этом, что общими усилиями и федеральных органов власти, и республиканских, и выходцев из Дагестана, можно добиться благополучия и процветания города и республики в целом.

Вместе с тем, Владимир Путин подчеркнул, что многое зависит и от людей, которые живут в Дагестане: «Дагестанцы – это очень талантливые, преданные своему делу, своей республике и всей России люди. Об этом мы все очень хорошо знаем. Народ духовно очень богатый, и мне очень приятно осознавать, констатировать, что в республике, несмотря на все сложности, всё-таки идёт поступательное развитие, постепенно ситуация улучшается. Я этому очень рад. Хочу вас ещё раз поздравить с юбилеем». Дербентцы искренне благодарны Президенту В. В. Путину за проявленное внимание и заботу к городу.

В нашем детском саду одним из основных направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание. Воспитательная система по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. Приобщение дошкольников к национальному культурно-историческому наследию проходит через формирование представлений о таких значимых и весомых понятиях в Дагестане, как: -

роль матери в семье, подтверждение роли матери в воспитании и обучении детей — одна из важнейших ценностей в традициях дагестанского общества. «Отец умрет — полусирота, мать умрет — круглый сирота», — гласит даргинская поговорка отец-глава семьи;

- знакомство с тухумом (родом) Вся жизнь горца связана с тухумом. Как отмечалось в аварской пословице: «Дерево держится корнями, а человек-тухумом». У тухума формировались и свои особенности, отклоняющиеся от обычаев и традиций. Поведение каждого члена тухума находилось под строгим контролем старших. В тухуме власть вершили особо авторитетные и уважаемые люди, мнения которых были неукоснительны. Отступления от общепринятых норм морали, нарушения дисциплины решительно пресекались вплоть до изгнания из тухума.

- понятие намус, моральном кодексе жителей гор. Особенность намуса в том, что он определял моральный идеал, в котором человечность является сердцевиной всем людским деяниям. А слово «человек» — ключевое слово в определении морального облика горца, его черт и качеств.

- уважение к старшему. Обычай уважения старшего наиболее значим после обычая гостеприимства. Каждый горец считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. В почитании старших ярко вырисовывается признание авторитета человека, много прожившего и много испытавшего. Известный путешественник К. Ф. Ган, посетивший в XIX веке Дагестан, с восхищением писал: «В наш век, когда в культурных странах молодые люди так мало уважают старших, весьма приятно видеть у этого простого народа, с каким почетом молодежь относится к родителям и старшим вообще. Воля родителей для детей — священный закон!»

- Огромное значение для воспитания юношества в духе дружбы имел обычай гостеприимства, возведенный в горах в ранг священного закона. Дагестанская пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!». «Гость — посланник Аллаха», — утвердилось в этой традиции. По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Так относились к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вере он не принадлежал.

- Очень чтят в Дагестане традиции взаимопомощи. Весь аул оказывает безвозмездную физическую и материальную помощь тому, кто занят строительством дома, сельскохозяйственной работой и т. д., уделяя огромное внимание организации коллективной работы, в которой наравне со взрослыми участвовали и дети (чистка шерсти, сбор винограда и др.)

-воспитание горца и горянки. Высоко значимо гендерное воспитание в Дагестане, опирающееся на дагестанские народные традиции. Оно исходит, прежде всего,из идеала, сложившегося в народной педагогике: мальчик- горец, будущий мужчина, смелый,отважный, ответственный, продолжающий дело своего отца и дедов. Он будущий отец, глава семейства, принимающий важные решения в семье. Девочка- скромная, почтительная, ласковая и заботливая, нежная и приветливая. Она – будущая мать, хранительница домашнего очага. По традиции народов Дагестана дочери с малых лет обязаны помогать матери: делать уборку в доме, нянчить младших братьев и сестер, выпекать хлеб, стирать одежду,готовить еду, носить с родника воду. В аулах и селах девочки помогают в уходе за домашними животными, учатся шить и вышивать, вязать, ткать ковры и т. д. Мать дома или нет матери дома, дочь – хозяйка дома, она кормит семью, стирает белье, одевает, обувает младших сестер и братьев, следит за чистотой. «Чем совсем не иметь сестру, лучше иметь слепую»,- учит мудрость народов Дагестана.

Отец в семье- глава. В нем мужская твердость, строгость,мужество, требовательность, организованность, отвага. Отец заботится о свое семье, отвечает за порядок в домашнем хозяйстве. Он кормит семью,бережет семью от дурных поступков, показывает пример мужского благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства.

- Горцы придавали первостепенное значение так же и физическому развитию детей, справедливо считая здоровье дороже всякого богатства.

Разнообразные спортивные игры и состязания, получившие широкое развитие в историко-культурном обустройстве горцев, были подчинены воспитанию физически сильных людей. В детях поощрялось, чтобы все свободное время уделяли физической подготовке: борьбе, прыжкам, метанию камней, бегу, верховой езде и лазанию по горам. Это нашло свое отражение и сегодня: Дагестан на весь мир славится своими спортсменами – олимпийскими чемпионами по вольной борьбе, дзюдо, такими как: Камал Ханмагомедов, Бувайсар Сайтиев, Мавлет Батиров, Садулаев Абдулрашид, Ширвани Мурадов,Умаханов Мурад и мн. др.

Наш Центр развития ребенка продолжает активную систематическую работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Духовно-образовательное направление работы включает в себя: -

- проведение организованной образовательной деятельности («Страна моя –Россия», воспитатель Алимирзоева Ш. А., «Путешествие по творчеству дагестанских писателей», воспитатель Меликова М. С., «Дербент-город-музей под открытым небом», воспитатель Керимова А. Ф., «Край родной мой-Дагестан», воспитатель Сулейманова Н. Г. и мн. др., бесед и ситуативных разговоров на темы нравственности и морали «Я, моя семья, мой дом, семейные традиции», образовательная ситуация «Как помочь маме испечь чуду для гостей», игра «Собери портрет мамы», составление рассказов –описаний «Я и моя дагестанская семья», «Семья встречает гостей», «Что такое тухум», «Мой тухум» и т. д.

- Конкурс проектных работ «Люблю тебя, моя Россия!»

- «Москва – сердце моей России»

- конкурс проектных исследовательских работ «Моя малая Родина»:

- «Улицы моего города»;

- «Труженики г. Дербента»;

- «Могучая Нарын-Кала»;

- «Достопримечательности моего города»;

- «Мы за чистый город»;

- «Дербентцы! Герои современности!»

- «Моя родословная» и т. д.

В детском саду оборудована комната «Мини-музей», где дети, начиная со второй группы раннего возраста, знакомятся с народными потешками, сказками, колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением. Начиная с младшей группы, в комнате проводятся занятия кружка по народоведению «Колыбелька». Дети закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни. Со старшими детьми, помимо занятий, проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи.

Традиционным стало проведение в нашем детском саду Акций памяти и помощи. Так в нашем саду прошла Акция памяти Герою России Магомеду Нурбагандову, погибшего от рук террористов, чей лозунг стал лейтмотивом сегодняшнего дня - «Работайте, братья», Акция памяти российского офицера. Пилота Су-24 Олега Пашкова, погибшего в Сирии от рук турецких истребителей. Доброй традицией стало проведение Акции «Твори добро!» (благотворительный визит совместно с родителями Дома пристарелых, Детского реабилитационного центра с целью помощи и сострадания)

Воспитательно-оздоровительная работа осуществляется через проведение тематических, народных, праздников, таких как: праздник Осени, День Народного Единства, Праздник первой борозды, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Масленица, 8 Марта,Новруз-Байрам, День Победы, Выпускной бал, День защиты детей, День России.

Организуются подвижные, ролевые, строительные игры. Проводятся прогулки, экскурсии в природу.

В рамках проекта в дошкольном учреждение прошли фестиваль «Дагестан, ты младший брат России», «Дербент! Ты частица великой России!», «Мой город, мой Дербент!», в котором детский сад занимал 1-ое призовые места. Мы систематически принимаем участие во всех конкурсах по нравственному воспитанию детей, проводимых ГУО г. Дербента. Это и конкурс проектных исследовательских работ «Дербентцы! Герои современности» (1-ое призовое место, викторина «Умники и умницы» «Я знаю свой город!» (1-ое призовое место, конкурс чтецов на родном языке «Родной язык, ты дорог мне и так велик» (1- ое призовое место, конкурс «Театр древнего Дербента» (2- ое место) и т. д.

Работа в культурно-познавательном направлении ведется нами через

- выставка детских рисунков на тему «Мой дом- моя Россия!», «Дагестан-мой край родной», «Мой Дербент», «Этих дней не смолкнет слава…», «Я и моя дружная семья», «Защитники Отечества» и др.

- конкурсы стихотворений, детского творчества;

- фестивали «Дагестан, ты младший брат России», «Дербент – ты частица великой России», «Мой край родной, Дагестан»;

- Театральный фестиваль «К Родине по тропам театра»;

- викторина «Умники и умницы» на тему «Я знаю свой город!»

- викторины, КВН;

- встречи с людьми труда, героями ВОВ, с долгожителями г. Дербента и т. д.

- экскурсии по памятным местам города: в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, на цитадель Нарын-Кала, в Музей прикладного искусства, Музей трех мировых религий, по достопримечательностям г. Дербента, по улицам города к объектам: Музей боевой славы, к Памятнику Скорбящей матери, на Братские могилы и т. д.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Поэтому мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Проводим нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Твори добро», «Бессмертный полк», «Всего превыше честь», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; изготовлении макетов «Армянский храм», «Крепость Наран-Кала», «Деревенское подворье» и других. Родители также участвуют в организованных педагогами конкурсах поделок, выставок детских рисунков к тематическим праздникам. Так в преддверии празднования юбилея нашего города Дербента в детском саду широкомасштабно прошла выставка «Мой город- мой Дербент».

И отдельно хочется сказать о наших педагогах: они не только организуют и проводят работу с детьми и родителями, но и сами активно участвуют в различных мероприятиях ДОУ. Мы принимали участие: в городских акциях в День Победы «Бесмертный полк», «Россия против террора», «Голубь мира», во Всероссийском конкурсе «Гражданин и патриот России» мы стали победителями, представив проект «У истоков Родины»; заведующая Мамедова Гюльназ Чаруевна, являясь Членом Невской Образовательной Ассамблеи, Заведующей года 2017, часто выступает с докладами на Республиканских и Всероссийских семинарах и форумах по теме «Духовно-нравственное воспитание детей», активно передавая опыт работы. Наши педагоги приняли участие в городском конкурсе «Театр древнего Дербента», в конкурсе видео-роликов «Легенды древнего Дербента», где также занимали первые призовые места. Все сотрудники совместно с родителями активно участвуют в субботниках по благоустройству ДОУ и города.

Говоря о Дагестане, невозможно не упомянуть об этнокультурном потенциале творчества Расула Гамзатова, которое хранит в себе талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всей России. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую и мировую литературу.

В ряде произведений Р. Гамзатова («Мой Дагестан», «Горянка», «Разговор с отцом», «Слово о старшем брате», «Дагестанская весна», «Солдаты России», «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Четки лет» и многие другие, включенных в программу, сконцентрированы идеи народной философии любви к ближнему, обездоленному, что делает их поистине неисчерпаемыми в освещении дагестанских народных нравственных эталонов. Они являются как бы своего рода противоядием негативным явлениям нынешней реальной действительности, эгоизму, черствости, бездуховности, зачастую проявляющимся среди современной молодежи.

Умелое и системное использование этнокультурного потенциала произведений Р. Гамзатова у нас в ДОУ позволяет нам добиться значительного повышения уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Традиционным стало проводить в саду Вечера памяти Р. Гамзатова, конкурс чтецов по произведениям Р. Гамзатова, в детском саду прошел масштабный проект-конкурс «К Родине по тропам театра», в детском саду организовываются экскурсии в музей Р. Гамзатова.

Чтобы беречь простое, но гордое имя «Человек» до последних дней жизни, горцы прибегали, прежде всего, к воспитательной силе слова Человек. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Горец клянется: Человеком родился - Человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Осуждение горцев: «Не тратьте на него слов. Он же не человек»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека» (Р. Гамзатов «Мой Дагестан»). Исходя именно из этих общенародных требований, неоценимы мудрые слова Р. Гамзатова, обращенные к молодежи:

«Будьте, прежде всего, людьми - мой главный совет молодежи. Человек - первая драгоценность, необходимость и великое чудо».

Хочется обратить внимание и на следующий факт: итогом проделанной нами работы, весь наш опыт по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников, это - победа в конкурсах «100 лучших ДОУ России», во «Всероссийской выставке образовательных учреждений РФ», в конкурсе «Гражданин и патриот России».

Вся эта работа не проста и трудоемка, особенно в части душевных сил. Но все это воздается, когда видишь наших детей, их развитие, их активность, их интерес к жизни, их преданное отношение к Родине!

Хотелось бы завершить свое выступление великими слова Р. Гамзатова, ставшими Гимном Дагестана :

Подвиг народов, братство и честь,

Здесь это было, здесь это есть.

Край наших предков, святыня моя!

Вместе с Россией мы навсегда!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-dokladu_rmvgr.pptx | 11412,24 Кб | Скачан: 0
 
Публикации по теме:

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Возможно,.

Опыт работы по приобщению детей к народной культуре Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Липовская ООШ» «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ в ДОУ» Номинация:.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к экспериментированию» Приобщение дошкольников к экспериментированию Подготовила: Педагог - психолог Левицкая Галина Николаевна Слайд 2: Прежде чем давать знания,.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому наследию народов Дагестана
Опубликовано: 23 марта 2019 в 23:02
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...
Игры с фонариком «Домашние птицы»
Игра с фонариком. Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте. Надо помочь вернуть курице и утке, их яйца в гнездо....