Папки-передвижки

Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников

Наталия Аникина
Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников

Тема, которую мы взяли для исследования, на сегодняшний день является актуальной. У детей к старшему дошкольному возрасту должна быть сформирована полноценная речь, что является необходимым условием их успешного обучения в школе. Однако анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого звукопроизношения и фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением. Кроме того недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, влияет на личность ребёнка, ведёт к возникновению у детей закомплексованности, мешая им в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности. Поэтому важно своевременно выявлять и исправлять различные нарушения звукопроизношения у детей.

Публикация «Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим была поставлена цель данного исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования явились особенности речи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования – состояние звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 летнего возраста.

Гипотеза данного исследования такова:

1. Своевременное и качественное выявление нарушений звукопроизношения у детей позволяет эффективно снизить уровень речевой патологии.

2. Нарушения в строении речевого аппарата и его моторики не позволяют формироваться чётким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения.

3. Недоразвитие фонематического слуха тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой данного исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по данной проблеме;

2. Выявить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;

3. Обследовать состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать рекомендации для родителей по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Для решения этих задач был проведён теоретический анализ научно – методической литературы по данной проблеме, который показал, что в онтогенезе развитие и становление звукопроизносительной стороны речи происходит постепенно, в определённой последовательности по мере созревания речеслухового и речедвигательного анализаторов и тесно связано с развитием фонематического слуха. В норме к пяти годам у ребёнка должна быть полностью сформирована звукопроизносительная сторона речи. Но существует множество причин (биологических и социальных, которые отрицательно сказываются на формировании правильного звукопроизношения у детей, и 5-6 летние дети продолжают неправильно произносить звуки речи.

Данная проблема определила необходимость проведения констатирующего эксперимента, целью которого явилось:

1. Выявить у дошкольников нарушения в строении артикуляционного аппарата;

2. Выявить степень подвижности органов артикуляционного аппарата, умение выполнять упражнения в статике, в движении;

3. Выявить нарушения звукопроизношения : обследовать умение детей произносить звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи;

4. Выявить особенности фонематического восприятия – как дети воспринимают звуки на слух и как они их различают.

Диагностической основой нашего экспериментального исследования явилась методика А. В. Лопатиной.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 133 «Одуванчик». В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения, посещающими логопеда детской поликлиники: пять мальчиков и пять девочек.

Приступая к обследованию мы познакомились с данными медицинской документации и сделали вывод, что физический слух всех исследуемых детей соответствует норме, интеллект соответствует возрасту.

Было проведено анкетирование родителей для сбора анамнестических данных, из которых мы сделали вывод о том, что серьёзной патологии раннего физического развития ни у кого из детей не наблюдалось. Особенности в том, что двое детей рождены через кесарево сечение, остальные – естественным путём. Раннее речевое развитие происходило с опозданием только у одного ребёнка экспериментальной группы.

Далее проводилось обследование анатомического строения артикуляционного аппарата, где выяснилось, что только у одного ребёнка нет нарушений в строении органов артикуляции, а у 90% детей в т ой или иной степени присутствуют отклонения (короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, редкие зубы, узкое нёбо). Это можно увидеть на рисунке 1.

При обследовании артикуляционной моторики мы предлагали детям выполнить ряд упражнений: «Улыбка – Хоботок», «Лопаточка», «Часики», «Горка», «Качели», «Лошадка».

При выполнении данных упражнений выяснилось, что у 100% детей есть отклонения в подвижности органов артикуляции. В основном нарушения проявлялись в том, что язык и губы были малоподвижны.

Следующим этапом было обследование состояния звукопроизношения, где детям предлагалось 4 задания:

1. Произнести звук изолированно;

2. Повторить слоговые ряды – прямые и обратные;

3. Назвать картинку, где звук слышится в начале, в середине, в конце слова;

4. Повторить стихотворение.

Подводя итог всех выполненных заданий, выяснилось, что самые большие трудности у детей вызывает произношение сонорных звуков [р], [р`], [л] – это 35% от всех нарушений, а также шипящих звуков – 38% от всех нарушений. Произношение звука [л`] – у всех детей в норме.

Это представлено на данной диаграмме.

Самым распространённым нарушением среди исследуемых детей наблюдалось искажение шипящих и сонорных звуков, также присутствовали замены на другой звук и пропуск звука.

О состоянии звукопроизношения у детей ЭГ можно судить по данной диаграмме.

На высоком уровне – 20% детей

На среднем уровне – 60% детей

На низком уровне – 20% детей

Далее нам было необходимо провести обследование состояния фонематических функций у детей.

Для этого детям было предъявлено 2 задания:

1. «В каком слове слышится звук»

2. «Назови первый и последний звук в слове».

Проведённые диагностические задания дают основание сделать вывод, что у 80% детей экспериментальной группы фонематическое восприятие нарушено (средний и низкий уровень, у 20% детей – фонематический слух в норме.

Таким образом по результатам констатирующего эксперимента, исходя из данных всестороннего логопедического обследования мы сделали вывод, что у 20% детей наблюдалось простое мономорфное нарушение звукопроизношения, т. е. нарушено произношение звуков одной артикуляционной группы – сонорных (2х-3х звуков). Кроме того у этих детей присутствуют механические повреждения артикуляционного аппарата, фонематический слух в первом случае страдает, во втором – не нарушен.

У 80% детей ЭГ определилось сложное полиморфное нарушение, т. е. нарушено произношение большого количества звуков (от 5 до 14) из разных артикуляционных групп (в основном шипящих и сонорных). Кроме того у этих детей отмечалась неточность, малоподвижность органов артикуляции, затруднения в переключении с одного движения на другое. Дети затруднялись в произношении слов, где звук стоит в разной последовательности, в произнесении многосложных слов.

К тому же у этих детей выявлено значительное снижение фонематического восприятия. Это дети среднего и низкого уровня. Причём у 20% детей кроме всего перечисленного страдает и лексика и грамматика.

Исходя из полученных данных, подводя итог констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что из всех детей экспериментальной группы – 80% детей- с фонетико-фонематическим недоразвитием;

20% детей- с наличием только фонематического дефекта.

У одного ребёнка было выявлено общее недоразвитие речи. Данный ребёнок был направлен на медико-педагогическую комиссию.

Для успешности и результативности логопедической работы одной из важных наших задач было убеждение родителей в необходимости регулярных посещений детьми логопедических занятий, в выполнении домашних заданий, в осуществлении контроля за речью ребёнка.

Т. о. результаты проведённого исследования в констатирующем эксперименте доказывают то, что дети с нормальным физическим слухом очень часто испытывают трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. К тому же нарушения в строении речевого аппарата и его моторики тормозят процесс становления звукопроизношения.

Таким образом цель данного исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста была достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.

Публикации по теме:

Формирование звуковой стороны речи младших дошкольников. .

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня. Актуальность нашего исследования обусловлена.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Речь человека, как психическая функция, имеет тесную взаимосвязь с языком, является средством выражения норм языка и его законов. Мельчайшей.

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Особенности усвоения детьми младшего дошкольного возраста звуковой стороны родной речи Ребенок начинает осваивать звуки на первом году жизни, когда овладевает слуховым и речевым аппаратами. Лепет появляется при определенном.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников
Опубликовано: 17 января 2017 в 13:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД