Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей в ДОУ

Юлия Орлова
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей в ДОУ

Подготовила и провела: воспитатель

Орлова Юлия

Андреевна

Южноуральск, 2019 г

Южноуральск! Что значит это слово

Для каждого, кто слышал его раз!

В названье этом много есть родного,

Любимый город, лучший ты для нас!

Не обозначен ты на картах мира,

Но знают о тебе в краю родном.

Давно нашли мы все в тебе кумира,

Южноуральск, ты – наш родимый дом!

Малой Родиной, краем является то место, где человек родился, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Патриотическое воспитание дошкольников – это один из разделов социально-коммуникативного развития.

На экране вы видите задачи данной области в соответствии с ФГОС:

• Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.

• Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

• Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках.

Что подчеркивает актуальность данной темы

Данные задачи решаются по Программе «От рождения до школы»во всех видах деятельности: в образовательной, в игровой, в трудовой, в бытовой - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и

формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, воспитанию любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детейпредставлена следующими тематическими блоками:

• Образ Я.

• Семья.

• Детский сад.

• Первичные представления о малой родине.

• Страна

Для реализации блоков программы в ДОУ созданы следующие условия:

В каждой дошкольной группе организованы патриотические уголки, в содержание которых входит ознакомление с городом Южноуральск, как малой Родиной.Это:

Альбомы: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Семейный альбом нашей группы», «Природа родного края», «Русская» и «Казачья» одежда» и др.

Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Разрезные картинки», «Где находится памятник?», «Заколдованный город», «Герб города», «Собери картинку», «Что такое былины», «Камнерезное искусство».

Макеты с достопримечательностями нашего города: «Уральские горы», «Аллея славы», «Фонтан», «Вечный огонь», «Любимый детский сад» и т. д.

Продукция предприятий города и дидактический материал о разных профессиях города.

Система работы по данному направлению строится в соответствии с

Программой, начиная с младшего возраста, с поэтапным усложнением опыта детейв соответствии с календарно-тематическим планированием по следующим темам: "Моя семья", «Мой город «Наш быт», «Народная культура и традиции», «Город мастеров»… Темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала.

При ознакомлении с родным городомиспользуем разнообразные формы работы и методы:

Целевые прогулки и экскурсии по достопримечательностям города

Взаимодействие с социальными партнерами города Южноуральска: городским парком, краеведческим музеем, детской школой искусств, ФОКом, дворцом культуры, библиотекой, пожарной частью, полицией города.

Участие в городских мероприятиях: «День города», «День Победы», День защитника Отечества, возложение цветов к памятнику защитникам Отечества и др.

Ежегодно проводятся такие праздники, кроме традиционных,как: «Масленица», «Новый год», «8 Марта», «День защиты детей», «День матери».

Чтение художественной литературы, в соответствии с возрастом.

Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни (пейзажи Виктора Ивановича Кузнецова) (слайд)

Встречи с интересными людьми, представителями различных профессий (народный умелец - Максим Половнев познакомил детей с плетением из лозы) (слайд)

Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.

Знакомство с символикой города.

Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивкой, плетением, вязанием).

Наблюдения (за трудом жителей, изменениями в облике города и т. д.).

Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.

Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Важным условием эффективного осуществления патриотического воспитания является тесная взаимосвязь дошкольного учреждения с семьями воспитанников, как с равноправными участниками формирования личности.

Прикосновение к истории своей семьи всегда вызывает сильные эмоции. Взаимодействуя с родителями, мы способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Активно участвуют родители в создании и реализации детских

тематических проектов, выставок,поделок: «По страницам казачества», «Озера Южного Урала», «Ознакомление с профессиями»; создание книги Памяти «Помним, чтим, гордимся», встречи с интересными людьми.

А так же участие в утренниках: «Папин праздник», «День матери»;спортивных мероприятиях: «Папа, мама, я - спортивная семья»

Вывод:

Патриотизм, как качество личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека. Если, в результате педагогической работы ребенок будет знать название города, улицы, на которой живет, название своей страны, ее природу, символику. Если, ему будут известны имена тех, кто прославил наш город, наш край; Если он читает стихи, поет песни о городе, о Родине- то можно считать, что задача первой ступени выполнена.

Публикации по теме:

Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением.

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

Инновационный проект «Ознакомление дошкольников с родным поселком Ковернино как средство патриотического воспитания» Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Консультация для педагогов «Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания» Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания. Подготовила воспитатель подготовительной группы МБДОУ ДС №3.

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМузейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мини – музей хлеба «От зёрнышка к хлебушку» Актуальность: Мини- музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность.

Опыт работы. Ознакомление с природой родного края как один из способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного роста, когда закладывается фундамент психического развития. Именно в этот.

Ознакомление с родным городом как средство развития речи Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом» (средняя группа) Постановка проблемы и ее актуальность Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной.

Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Проект. Ознакомление дошкольников с городом – основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработала:.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Транспорт
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей в ДОУ
Опубликовано: 9 октября 2019 в 11:20
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки