Лучший педагог года

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы)

Евгения Первеева
Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы)

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» - так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Публикация «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Между МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» и Перелюбской начальной школой налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.

Цель работы : обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.

Задачи:

1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.

2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

3. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

4. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.

Организация работы по преемственности между детским садом и школой включает в себя несколько этапов:

1. разработка плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

2. согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе между МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» и Перелюбской начальной школой налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет;

3. Реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

Вся работа проводиться по четырем основным направлениям:

• организационная работа с детьми;

работа с родителями;

• методическая работа;

• психологическая и коррекционно - развивающая работа.

I. РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы :

1. Организованная образовательная деятельность

2. Беседы о школе.

3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.

4. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. В группе оборудован книжный уголок, в котором воспитатели систематически обновляют содержание. В нем имеются книги специальные для чтения самими детьми (с крупным шрифтом и доступным содержанием).

5. Ознакомление с пословицами и поговорками.

6. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

7. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. В достаточном количестве приобретены настольно–печатные игры для развития логики детей, мышления, воображения, игр, направленных на интеллектуальное развитие.

8. Сюжетно-ролевая игра «Школа». В старшей разновозрастной группе создан уголок школьника, в который входят: мольберт, наборные полотна для цифр, букв, и т. д. В этих уголках дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.

9. Развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму. Для этого используем прописи, настольные игры: «Шнуровка», «Пазл», «Мозаика», конструкторы, «Лего».

10. Экскурсии в школу, в библиотеку.

Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.

Детей знакомим с профессиональными праздниками: «День дошкольного работника» и «День учителя». Дети совместно с родителями своими руками делают подарки для педагогов. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни.

На протяжении ряда лет наши дети принимают участие в праздновании Дня Победы, рассказывают стихи, поздравляют ветеранов и тружеников тыла с праздниками.

Устраиваются спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки».

11. Уделяем внимание наглядным формам работы :

•для воспитания чувства патриотизма создан уголок «Россия – любимая наша страна»

• для воспитания чувства любви детей к родному поселку, краю

оформлены папки «Юбилей нашего поселка», «История детского сада»

• для того чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, имеются уголки по безопасности: пожарной безопасности, по правилам дорожного движения, по безопасности на воде.

Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, к учителю.

II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Специально для родителей оформляем стенд "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию. Проводим консультации на темы: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др. Проводим родительские собрания : «На пороге школьной жизни», «Готовы ли вы стать родителем первоклассника?», «О результатах готовности к школе», «Нам в школу пора».

Встречи учителей начальных классов с родителями выпускников подготовительной группы, на которых родителей будущих первоклассников познакомят с тем, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу, какие необходимо иметь школьные принадлежности.

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Педагоги имеют возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать основные требования программы, основные направления работы, отметить проблемы в преемственности и качество образования.

Мероприятия:

• Проводим педагогические советы. В этом году мы отметили, что необходимо улучшить работу по развитие речи, увеличивается количество детей с дефектом речи, что усложняет обучению детей к чтению и письму.

• День открытых дверей. Ежегодно учителя посещают открытые занятия в подготовительной группе.

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.

Анализ психологического развития детей седьмого года жизни включает в себя диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников и степени их овладения разными видами деятельности, что в целом составляет так называемую «школьную зрелость» ребенка 6-7 лет. Диагностику проводим в самом начале учебного года и конце. По её результатам составляем план коррекционной работы с детьми. В течение года проводим как групповую и индивидуальную работу с дошкольниками по решению выявленных проблем. Помощь оказывали родителям и детям, у которых были затруднения в освоение учебного материала. В конце года диагностика детей определяет уровень школьной готовности.

В ходе работы были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны совместной работы по преемственности между детским садом и школой:

- нет преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования;

– улучшить работу по проведению совместных педагогических советов, дискуссий, круглых столов из-за большой загруженности учителя не так часто посещают наши педагогические советы, как нам бы хотелось

- одним из показателей работы дошкольного учреждения является отслеживание успехов и результатов учебы в школе наших выпускников.

Анализ успеваемости выпускников ДОУ - не имеем возможность увидеть качество образования наших выпускников.

Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связь с родителями выпускников и учителями начальных классов.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Из опыта работы на тему: «Музыкально-театрализованная деятельность в условиях ФГОС» Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания.

Из опыта работы по внедрению ФГОС дошкольного образования Из опыта работы по внедрению ФГОС дошкольного образования Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.

Протокол родительского собрания «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» План-конспект проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) «АКТУАЛЬНЫЕ.

Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.

Актуальные проблемы педагогики дошкольного и начального образования «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Шибаева В. А. МордГПИ (Саранск) В результате реформирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы)
Опубликовано: 26 января 2017 в 21:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД