Лучший педагог года

Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации» (6 фото)

Татьяна Беляева
Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации»

Доклад на тему:

Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации.

Автор составитель: Беляева Татьяна Александровна воспитатель.

Публикация «Доклад „Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации“» размещена в разделах

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче опыта последующему поколению.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям, решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Родители обеспокоены тем, что современные дети легко поддаются влиянию негативных факторов, замыкаются в себе, не могут противостоять отрицательному влиянию. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов (воспитателей ДОУ, психологов, специалистов детского сада. Так же следует отметить, что в новых Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – образовательная область «Речевое развитие». Образовательная область «Речевое развитие» - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась для меня одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.

Театр радует детей, развлекает и развивает. И именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Целью моей работы стало: создание условий для развития у детей коммуникативных умений и желания взаимодействовать в коллективе сверстников в театральной деятельности.

Для успешного достижения цели поставила перед собой следующие] задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, способствующих развитию коммуникативных навыков;

- познакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

- внедрить системную работу театрального кружка в образовательную деятельность

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Для эффективности своей работы мною был организован кружок по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста, где проводилась работа не только с детьми, но и привлекались родители в образовательный процесс по теме моей работы.

Дополнительное образование детей в детском саду - одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Дополнительное образования осуществляется осуществляется в течение всего учебного года в совместной образовательной деятельности педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

Так же мной был составлен годовой план образовательной деятельности с детьми старшей группы.

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятий, которые включают в себя:

-чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-пальчиковая гимнастика;

-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Продолжительность занятий не более 25 минут, проводились они во второй половине дня.

Образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)

Режим занятий: вторник-четверг, 15.50-16.15.

При проведении театрального кружка я использовала: рассказы, беседы, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).

Система программы кружка строится на следующих принципах:

- психологической комфортности- создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

- творчества (креативности)- ориентация на творческое начало.

- целостного представления о мире- формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям.

- учёта индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижение вперёд своим темпом.

Так же мною:

- создана предметно-развивающая среда;

- составлен перспективный план работы с родителями

- проведены консультации для родителей «Значение театра в жизни детей дошкольного возраста».

В нашей группе был создан центр по театральной деятельности, в котором находятся различные виды театра: пальчиковый, ложечный, настольный, перчаточный, масочный, теневой, различная атрибутика для показа спектаклей, настольная ширма, макет для показа сказок и для режиссёрских игр, сборники аудио сказок. Так же были созданы картотеки : пальчиковых игр, театрализованных игр, дыхательных игр, релаксационных упражнений, артикуляционной гимнастики, сказок, считалок, скороговорок, потешек. (Приложение №1)

Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации»

Созданный мною макет для сказок у детей стал пользоваться огромной популярностью: дети не только проигрывали сказки, но и играли со своими игрушками в режиссёрские игры, используя макет. В процессе игр у детей развивается воображение, укрепляются дружеские взаимодействия между сверстниками, развивается мелкая моторика, так как нужную атрибутику для игр ребята изготавливают сами. (Приложение №2)

Фото «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспита-тельно-образовательные задачи. Через образы звуки, краски дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образами заставляет их думать, анализировать, делать выводы.

В ходе освоения этой деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизиру-ется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интона-ционный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошколь-ника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Соответ-ственно улучшается диалогическая речь.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредовано от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях дошкольного образователь-ного учреждения.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. Это является очень важным, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Для развития эмоциональной сферы мы проигрывали этюды на основные эмоции «Грусть», «Радость», «Гнев», «Удивление», «Страх» с использованием карточек, а для развития невербальных средств общения пользовались картотекой игр. (Приложение №3)

Большая роль уделяется работе по драматизации сказок, стихотворений. Сначала выбираем с детьми сказку или стих, которую хотели бы поставить. Распределяем роли по желанию детей, затем обсуждаем с детьми выразительные средства, которые использовали актеры для передачи особенностей той или иной роли. Из простых русских народных сказок “Репка”, “Теремок” часто происходит превращение в новую, более интересную сказку. Ребята с удовольствием заучивают свои, иногда даже большие роли в стихах. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. (Приложение №4)

Доклад - фото

На занятиях, связанных с продуктивными видами деятельности, дети, с удовольствием отражают свои впечатления от просмотренной или прочтённой сказки. Создавая свою работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат. Так по мотивам нескольких сказок были созданы книжки, которые дети унесли домой в подарок своим близким. В продуктивной деятельности дети непроизвольно запоминают содержание сказки, проговаривая каждый фрагмент, а затем фиксируют его в своём изделии. Выполненная работа вызывает восхищение родителей, которое поднимает самооценку детям. (Приложение №5)

Фото №1 Доклад на тему

Я считаю, что успешность овладения детьми театрализованной деятельностью во многом зависит от заинтересованности родителей. Проводимая работа с родителями, которая прописана в перспективном плане, а также проводимые консультации, мастер-классы, позволяют повысить интерес к театрализованной деятельности. Наши родители в течение года сделали атрибуты для театра, в том числе настольную ширму и стали чаще посещать театры совместно с детьми. Приложение №6

Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов Развитие коммуникативных умений у дошкольников

Таким образом, в ходе своей работы я увидела, что воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список литературы

1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С —.П. 2011г

2. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня». С. - П …2012г.

3. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.

4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в д. с.» М. 2014г.

5. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. 2010г.

6. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений». М. 2011г.

7. Л. Е. Кыласова «родительские собрания» Волгоград: 2010г.

8. И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.

9. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок.» М. 2012г.

10. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики»

11. Л. В. Артемонова «Театрализованные игры дошкольников» М. 1997г.

12. Ю. Алянский «Азбука театра» М. 1998г.

13. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». М. АРКТИ, 2002г.

14. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в д. с.». М. 2009г.

15 Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. 2009г

16 Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).

17 Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».

18 Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.

19 Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.

20 Дубкова О. П., Колпащикова Л. А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ»

21 Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

22 Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001

23 Скорлупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного

процесса в ДОУ» - Москва: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности. Дошкольное детство-начало жизни.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности,.

Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода Опыт работы: «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе» Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников как одна из проблем преемственности ДОУ и школы В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 1. «Царевна Несмеяна». Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации»
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 16:45
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД