Наталия Вдовина
Развитие творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывает три основных фактора: непосредственно наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских пейзажных рисунков.
Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке и дополнят его характерными деталями.
Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Например, дети четырех – пяти лет рисуют исходя из личного опыта, непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим произведением. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию.
Дети шести – семи лет стараются в рисунках по поэтическому произведению, как можно точнее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных произведений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается.
На основе развивающихся эстетических чувств в рисунках начинает проявляться определенное отношение к природе. Только наблюдая природу, ребенок подчас не может найти изобразительные средства для передачи ее в рисунке. Поэтический образ в таком случае подсказывает малышу решение этой задачи. Он также способствует созданию в рисунке развернутого пейзажа, т. е. помогает не только воспроизвести определенные образы природы с их индивидуальными особенностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить все предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и, наконец, выразить чувства.
Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств поэзии у детей выше, чем изобразительные умения, способствующие их передаче в рисунке. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.
Форму, как правило, обобщенную, дошкольники передают с помощью линейного контура, видимого с одной стороны. Так как образы природы чаще всего имеют симметричные строения, это облегчает изобразительную задачу.
Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение поэтических строк.
Одной из особенностей проявления творчество в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона при этом выполняет смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.
В значительной степени поэтические произведения способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки, как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства («Лишь вдали красуется…», композиционного выделения главного образа («В лесу родилась елочка…», отражение связи между предметами.
Иногда ребенок может дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречается изображение различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время года, дня. Е. А. Флерина в свое время дала определение этому процессу: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе изображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства».
Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогического воздействия. Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций, как движущей силе воображения, а следовательно и выразительности детского творчества.
Именно руководя процессом развития детского художественного
творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную среду, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.