Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности

Лариса Арбузова
Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

Безопасность поведения на улице, в быту, общение с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем все время одергивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому должна способствовать планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях его действий, но не напугать его. Ну, а если все же случилась беда, ребенок должен знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить жизнь.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка – дошкольника:

• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

• опасности в природе.

Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды. Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях. Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка. Помните, что набор готовых заданий не формируют потребность в познании, стремление к преодолению трудностей. Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.Закреплению и уточнению знаний детей способствуют:

- чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы, дискуссии, викторины;

- использование публикаций периодической печати;

- игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные, подвижные игры);

- тематические конкурсы детских поделок и рисунков, аппликаций, создание газет, плакатов;

- праздники и развлечения, театрализованная деятельность;

- совместная творческая деятельность детей и родителей.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребенка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляют затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.

Через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, что помогает детям легче усваивать правила безопасности.

В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. А иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.Например: в сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо; а сказка «Кот, петух и лиса» расскажет о том, что если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум; «Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет; сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать. Ознакомление с правилами пожарной безопасности происходит в произведениях К. Чуковского «Путаница», С. Маршака «Кошкин дом», «Пожарные собаки» Л. Толстого прочитав которые, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек и возможные последствия. В произведениях дети узнают не только новые слова, связанные с бытом, но и формируют представление о пользе и вреде огня, развивают умение правильно относиться к опасным предметам, приобретают чувство осторожности и самосохранения. Данные произведения позволяют детям понять, чем опасен пожар? От чего может возникнуть пожар? Каковы его последствия?

Много познавательного дети узнают из таких произведений,как: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака; «Дядя Степа» С. Михалкова; «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме»; «Спичка-невеличка» Е. Хоринской.

Интересные авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной построены на анализе поступков героев и называются «Осторожные сказки. Безопасность для малышей». Эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности. В книге «Безопасные сказки» беседа с детьми сопровождается стихами, сказками, вопросами и заданиями. Интересным и доступным языком в ней излагаются правила общения с водой, электрическими приборами, бытовым газом, некоторыми предметами домашнего обихода и познакомит с важнейшими правилами пожарной безопасности.

Так же немаловажную роль играют детские стихотворения о правилах безопасности. С их помощью дети легко запоминают о том, как надо себя вести в различных ситуациях. Они помогают закрепить навыки и представления о безопасности поведения на улице, в быту, на природе и с людьми.

Лифт

Если квартира твоя высоко,

И добраться домой нелегко,

Пользуйся лифтом,но только учти:

В лифт с незнакомыми – не заходи!

Могут обидеть тебя, напугать…

Можешь серьезно, мой друг, пострадать…

Будь осторожней, всегда берегись

И с незнакомцами в лифт не садись!

Водоемы

На пруд один ты не ходи,

На речку, кстати, тоже.

Вдруг в воду свалишься, смотри,

Никто ведь не поможет!

Или купаться ты полез,

А никого нет рядом.

Остерегаться таких мест

Ребятам очень надо.

Дома

Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим – не открывай!

Если нет глазка,тогда:

«Кто же там?» - спроси всегда,

А не станут отвечать

- Дверь не надо открывать!

Электричество

Ты, малыш,запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть,

Шпильку, гвоздь туда совать

Дело кончится бедой:

Ток в розетке очень злой!

Немаловажную роль имеют пословицы и поговорки,которые очень точно передают опыт поколений:

Спичка – невеличка, а огонь великан.

Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Один на пожаре не боец.

Берегись бед, пока их нет.

Можно тысячи раз говорить одно и то же: «Нельзя совать пальцы в розетку! Нельзя высовываться в открытое окно!», а можно один раз прочитать книгу, обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребенок выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае. Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях. Поэтому роль художественной литературы в этом процессе бесспорна!

Художественная литература по обучению правилам безопасного поведения на дороге:

3-4 года

А. Барто «Грузовик»

А. Белоножкина «Нам на улице не страшно»

С. Маршак «Мяч»

С. Михалков «Если свет зажёгся красный…»

Я. Пишумов «Машина моя»

Н. Сорокина «Перекрёсток»

«Сказка о колобке»

«Где ты был до сих пор?»

«Стоп, машина, стоп, мотор!»

4-5 лет

В. Берестов «Это еду я бегом»

В. Головко «Правила движения»

И. Гурина «Светофор»

Б. Жидков «Светофор»

Н. Киселёва «Котёнок и щенок»

В. Клименко «Кто важнее всех на улице»

В. Кожевников «Светофор»

И. Лешкевич «Гололёд»

К. Малеванная «Приключения Бабы Яги»

С. Михалков «Моя улица»

Ю. Могутина «Три говорящих света»

Э. Мошковская «Не задавите машину»

Я. Пишумов «Азбука города»

Я. Пишумов «Машины»

Я. Пишумов «Пешеходный светофор»

И. Серяков «Машина, которую научили рисовать»

И. Серякова «Улица, где все спешат»

Н. Сорокин «Для пешеходов»

Ю. Умакова «Осторожно, дети!»

Р. Фархади «У любого перекрёстка…»

С. Яковлев «Читает книжку глупый слон…» Сказка про лисёнка

5-6 лет

С. Волков «Про правила дорожного движения»

А. Гангов «Кто храбрей?»

Г. Георгиева «Светофор»

А. Дмоховский «Чудесный островок»

А. Дмоховский «Ученик и грузовик»

М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»

Н. Кончаловская «Самокат»

И. Лешкевич «Светофор»

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

С. Михалков «В лесу, где всё без правил»

С. Михалков «Шёл трамвай десятый номер»

С. Михалков «Моя улица»

С. Михалков «Велосипедист»

М. Пляцковский «Светофор»

А. Северный «Светофор»

В. Семерин «Запрещается – разрешается»

Г. Шалаева «Как вести себя в транспорте»

Г. Шалаева «Не обходи машины спереди»

Г. Шалаева «Каждый обязан знать»

Сказка «Воробьишка Тишка»

Сказка «Пух и трёхглазое чудо»

Сказка «Знакомство Мишки-шалунишки с пешеходной дорожкой»

Сказка «Три сигнала светофора»

Сказка «Как Вини-Пух искал дорогу в детский сад «Синяя птица»»

Сказка «Мой приятель светофор»

Сказка «Спор на дороге»

6-7 лет

С. Баруздин «Над Москвой луна, как блюдце,.»

О. Бедарев «Если бы…»

О. Бедарев «Азбука безопасности»

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»

И. Гурина «Правила дорожного движения»

А. Дорохов «Подземный ход»

А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

А. Дорохов «Шлагбаум»

О. Емельянова «Стихи про дорожные знаки»

С. Маршак «Пострадал он не в атаке»

С. Маршак «Милиционер»

Н. Мигунова «Друг светофор»

С. Михалков «Скверная история»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,

С. Михалков «Шагая осторожно»

Ю. Могутина «Случай на мостовой»

Н. Носов «Автомобиль»

Я. Пишумов «Инспектор ГИБДД»

Я. Пишумов «Самый лучший пешеход»

Я. Пишумов «Посмотрите постовой…»

Я. Пишумов «Говорящая машина»

Я. Пишумов «Юрка живёт на другой стороне…»

Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Л. Самашова «Язык улицы»

Л. Самашова «Предупреждающие знаки»

Л. Самашова «Запрещающие знаки»

Л. Самашова «Предписывающие знаки»

Л. Самашова «Информационные, указательные знаки»

Л. Самашова «Знаки сервиса»

И. Серяков «Учёный дружок»

С. Титов «Опасный каток»

А. Усачёв «Домик у перехода»

Г. Шалаева «Не выбегай на дорогу внезапно»

Г. Шалаева «Мы пешеходы»

Г. Шалаева «Запомните, ребята»

А. Эльдман «Приятели»

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»

Ю. Яковлев «Футбольный мяч»

Художественная литература по пожарной безопасности:

Афанасьева Н. А. «Как сгорел один дом»

Афанасьева Н. А. «Хорёк и уголёк»

Билалова Л. С. «Пожарные»

Власова Л. С. «С огнём шутить нельзя»

Волынский Т. «Кошкин дом»

Гальченко В. «Первый пожар»

Гальченко В. «Сапоги»

Гальченко В. «Петля»

Гальченко В. «Огонь невидимка»

Гимадеева А. Я. «Не надо играть с огнём»

Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Демьянов И. «Коробок – чёрный бок»

Жигулин А. «Пожары»

Житков Б. «Пожар в море»

Житков Б. «Пожар»

Житков Б. «Дым»

Кабанова Р. М. «Однажды в лесу»

Кинько Т. «Наш номер 01»

Маршак С. Я. «Кошкин дом»

Маршак С. Я. «Пожар»

Маршак С. Я. «Рассказ о неизвестном герое»

Михалков С. В. «Дядя Степа»

Новичихин Е. «01»

Паустовский К. «Барсучий нос»

Паустовский К. «Заячьи лапы»

Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»

Пермяк Е. «От костра до котла»

Пикулева Н. «Пожарная машина»

Плешаков А. «Горит костёр»

Плешаков А. «Горит трава»

Подольный Р. Г. «Как человек огонь приручил»

Поляева С. Г. «О силе огня»

Садыкова Л. М. «Огонёк»

Садыкова Л. М. «В дозоре…»

Салихова Р. И. «Валины неприятности»

Салихова Р. Н. «Сорока — Ворона»

Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»

Ташлинцева Н. Н. «Колино горе»

Толстой Л. Н «Пожарные собаки»

Толстой Л. Н. «Пожар»

Успенский Э. Н. «Гололёд»

Успенский Э. Н. «Про Веру и Анфису. История седьмая. Вера и Анфиса тушат пожар (но сначала его устраивают)»

Фазылова Т. М. «Наш пожарный»

Федорова Т. «Чтоб не ссориться с огнём»

Холин И. С. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

Хоринская Е. «Спичка-невеличка»

Хоринская Е. «Серёжа»

Цыферов Г. М. «Жил на свете слонёнок»

Чернышов Л. «Как Гриша — проказник испортил весь праздник»

Чувилин А., Фонин Б. «Огонь – опасная игра»

Чуковский К. И. «Путаница»

Шевченко А. «Как ловили Уголька»

Шереметьева М. М. «Заячья ёлка»

Шефнер В. «Лесной пожар»

Шим Э. «Дым в саду»

Янкина М. Ф. «Случай с телевизором»

Публикации по теме:

«Неделя Правил Пожарной Безопасности»«Неделя Правил Пожарной Безопасности» "Неделя Правил Пожарной Безопасности"Педагог: Цареградская Анна Сергеевна В детском саду № 59, города Каменск-Уральского, прошла неделя.

Зимние забавы с соблюдением правил безопасности жизнедеятельности Видео Уважаемые коллеги, доброе утро! Наступила долгожданная зима, укутав снегом участки! Помните, как в детстве, когда проснувшись, вдруг обнаруживаешь,.

Квест-игра в старшей группе «Знатоки правил безопасности»Квест-игра в старшей группе «Знатоки правил безопасности» Программные задачи: формировать у воспитанников представления о правилах поведения в различных опасных для жизни ситуациях, формировать.

Фотоотчет занятия по изучению правил пожарной безопасности «Человеку друг огонь, только зря его не тронь»Фотоотчет занятия по изучению правил пожарной безопасности «Человеку друг огонь, только зря его не тронь» Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Одним из самых ужасных бедствий являются пожары, которые порой забирают самое.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности
Опубликовано: 24 сентября 2021 в 17:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День пауков на МААМ

Эти существа не вызывают умиления. Они ассоциируются с пыльными и серыми углами, в которых висит паутина. А также с желанием съесть весёлую и добрую Муху-Цокотуху. Но бояться пауков не нужно – это тоже...

29 октября. Всемирный день кроссвордиста

Любители популярной интеллектуальной головоломки сегодня отмечают свой праздник. Разгадывание кроссвордов  является настолько универсальной и полезной разминкой для ума, что подходит для интеллектуалов...


Горячие темочки