Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений

Людмила Перова
Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений

Фольклор (термин впервые был введён в научный обиход в 1846г. Английским учёным Вильяном Томсом) определяется как художественное творчество народных масс, преимущественно устнопоэтическое. Его называют кладезем народной мудрости, так как в народных произведениях отражался опыт многих поколений. В переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание». К фольклорным произведениям обычно относят потешки, приговорки, поговорки, пословицы, приметы, колыбельные, дразнилки, прибаутки, частушки, небылицы, заклички, сказки, попевки, побасенки. Иногда фольклором считают любое народное искусство-музыку, танцы, разные ремёсла и даже верования.

Работая по программе «Социальное развитие» с младшими дошкольниками, я использую фольклор в следующих его проявлениях: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, загадки, колыбельные, скороговорки, чистоговорки, считалки, сказки (русские народные, разных стран, докучные сказки).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Оно представляет собой особый вид искусства, то ест! вид духовного освоения действительности. Познавая произведения народного искусства дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, необходимость уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевност Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являютс: богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В приобщении детей к народной культуре большое место занимают народные праздники и традиции. Их празднование особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В фольклорных праздниках мы знакомим детей с разнообразными стилями общения различных сословий, закладываем основы вежливого поведения в различных жизненных ситуациях, а так же со способами установления гуманного взаимодействия со сверстниками, с детьми разного возраста, со взрослыми.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные недостатки, восхваляются положительные качества. По содержанию пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Ушинский писал: «Может быть ничем нельзя так ввести дитя в понимании народной жизни, как объясняя им значения народных пословиц. В них содержится много поучительного, зафиксирован опыт прожитой жизни во всё? его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать, показывай: особенности труда и быта, семье, материнской любви и т. д. Поэтому они служат могучим средством ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим, средством «социализации», приобщения их к истокам родной культуры.

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания, многие из них посвящен] труду, различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное отношение к ней и к лк дям труда, в них даётся высокая оценка трудового умения и в то же время сурово осуждается лень.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Они предупреждают, что всякое дело требует усилий со стороны человека:

Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, берез ного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, обращают внимание на важность воспитания детей, прежде всего, формирования активного здорового образа жизни:

Береги нос в большой мороз.

Колыбельная - составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, н и всех народов мира. Они играют громадную роль в ознакомлении ребёнка с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретно близки и понятны детям с момента рождения (заинька и т. п.). Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребёнку со стороны матери, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности. Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Колыбельная песня передаёт младенцу материнское отношение к нему. Она звучит нежно, ласково, успокаивающе. Кажется, что в колыбельных найдены и собраны самые красивые, эстетически совершенные образы, выражающие родительскую философию, основой которой является любовь к детям отношение к ним как «к благу, счастью, смыслу жизни.

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается с раннего возраста. В русских народных сказках заключено богатое содержание в отношении нравственно-эстэтических аспектов рассказываемых тем и идей. В них содержатся правила общения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим. Сказка несёт в себе богатый духовный заряд.

В загадках в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно найти через сравнения их с отдельно сходными. Отгадывании за гадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, чётких представлений понятий о всём тог что непосредственно окружает человека в быту.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений. Загадка запечатлела опыт народа, его наблюдательность.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Знакомство с музыкальны фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, досугах, в процессе народных праздников.

Работая с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, мы знакомим детей с народной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, показываем её красоту, вызываем у дете! чувство радости, желание не только рассматривать изделие, но и поучиться воспроизводить их, увлекая национальным изобразительным искусством.

Считалки несут в себе познавательную и эстетическую функцию, служат средством нравственноэстетического развития ребёнка.

Дразнилки выступают как инструмент социальной регуляции детского поведения и являются необходимым средством освоения социальных норм, правил поведения со сверстниками, накопления коммуникативного опыта вступления в контакт, демонстрации себя, развития навыков саморегуляции. Их содержаш разнообразно (о жизни детского сада, семье и т. д.).

Потешки воспитывают у малышей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актушгьш сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки. потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декора тивного искусства. Только в этом случае народное искусство-это незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Фольклорные произведения помогают решать задачи различных образовательных областей направле ния «Социально-личностное развитие» (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлеий о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения и т. д., во всех видах деятельности с детьми, режимных моментах, пальчиковых играх.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, я отмечаю его терапевтический эффект, в силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально - положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ни? удовольтвия. Занимаясь художественно- творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенности себе, своих силах, ощущение радости.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

Методы разучивания фольклорных произведений на музыкальных занятиях На музыкальных занятиях мною подобраны и использованы следующие методы, разработанные к. п. н. Балашовой С. С. : Прежде всего это устно-слуховой,.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста 6–7 лет на основе сказки Киплинга «Маугли» Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста 6-7 лет на основе сказки Киплинга «Маугли». Проект рассчитан на 3 месяца. Участниками являются:.

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста. Белорунова С. В. МДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида» г. Саранск. Память.

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров Речь в жизни человека –наиважнейшая функция. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся,.

Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства В наше время основной целью образования является подготовка всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Творчество – это тот путь,.

Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии.

Консультация для воспитателей «Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста» Ключевые слова: социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений
Опубликовано: 4 января 2016 в 16:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России:...
Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм и...
Театрализованное представление для учащихся среднего и старшего школьного возраста...
« Мы хотим жить! » ( театрализованное представление для учащихся среднего и старшего возраста) Ведущий 1. Уважаемые участники и гости! Отгадайте,...
Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов
Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете здесь важна...
Причины неуспеваемости школьников
Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает...
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста...
Экологический праздник для старшего дошкольного возраста «Царица - Водица» Цели и задачи: Формировать у детей представление о воде, как жизненно...