Светлана Максимова
Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации».
«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном»
Дени Дидро
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников через приемы аппликации.
Публикация «Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника, Технические приемы в аппликации» размещена в разделах
Задачи: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей; оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов; мотивирование педагогов на творческую деятельность; формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.
План семинара практикума:
1. Теоретическая часть.
1.1. Выступление для педагогов: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников». (С. И.)
1.2. «Аппликация как средство гармонизации детско – родительских отношений» (Т. Ю.)
1.3. «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами аппликации» (О. Н.)
2. Практическая часть.
2.1. Деловая игра «Путешествие в художественно – эстетический мир». (А. Б.)
2.2. Мастер -класс «Нетрадиционные техники аппликации» (Л. П.)
3. Итоговая часть. Рефлексия.
Ход семинара-практикума:
1.1. Теоретическая часть. Художественно – эстетическое развитие дошкольников
Добрый день, уважаемые коллеги!
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Так как приоритетным направлением работы нашей дошкольной организации во 2 полугодии является художественно – эстетическое развитие, то и мы с вами поговорим сегодня о системе воспитания детей в детском саду по этой образовательной области.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности
Именно в этот период начинается процесс социализации, представляющей собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействия человека с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, развития творческих способностей, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому педагоги заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребенка – дошкольника. Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и задача педагога – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации и редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Одним из таких видов деятельности является аппликация, что в переводе с латинского обозначает «прикладывание».
Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют их на основе, принятой за фон, с помощью различных клеев, ниток, это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Аппликация может быть :
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Педагоги в своей работе используют традиционную технику обучения детей аппликации, а именно:
а) составление декоративного узора из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе
б) составление изображения предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображение сюжета
в) овладение различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги : это вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
г) составление изображения предмета (сюжета) используя технику оригами.
Но, и теперь уже нередко, можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники аппликации. Работа с разнообразными материалами в различных художественных техниках, расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространства и воображения, образное мышление, творческие способности. Это сотворчество увлекает и детей, и педагогов, оно становится новым, необычным, ярким и эмоционально насыщенным. Рассмотрим некоторые из используемых нетрадиционных художественных техник аппликации.
Виды нетрадиционной аппликации :
- Обрывная аппликация хороша для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Накладная аппликация позволяет получить необычное многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
- Модульная аппликация (мозаика). В этой технике нужный образ получается путем последовательного наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться не только вырезанные кружки, квадратики, треугольники, но и просто рваные бумажки.
- В симметричной аппликации для повторяющихся изображений, заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
- Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги)
- Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
- Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
- Аппликация из салфеток. Очень интересный материал для детского творчества- салфетки. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
- Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
- Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани детали из другой ткани. Укрепляются они либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых: края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
- Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
- Аппликация из соломы необычайно привлекательна, они отливает золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
- Аппликация из засушенных растений. Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. А мы, педагоги, должны им в этом помочь, найти возможности для проявления и формирования творческих способностей подрастающих талантов.
Как привлечь дошкольников в процесс творчества?
Задача воспитателя
- стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.
-непосредственное общение с каждым ребёнком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Вот некоторые неформальные правила творческого содействия воспитателей и детей:
• Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события;
• Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
• Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;
• Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей
• без воображения, так нет педагога без творческих порывов.
В своей работе воспитатель:
должен использовать элементы фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включать в структуру НОД рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества;
участвовать в конкурсах детского художественного творчества; создавать условия для художественно-эстетического воспитания в группах:
организовать уголок детского творчества, уголок для экспериментирования, выставочного уголка (центра, подобрать литературу, фотографии, природный материал для самостоятельных игр и творчества.
Сотрудничать с семьей, вовлекать семью в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы. Какие Вы можете назвать?
-Дни открытых дверей;
-организация выставок - конкурсов, поделки, которые изготавливаются совместно родителями и детьми;
-привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях,
к изготовлению костюмов.
-Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей и обеспечивает единство воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.
Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.
С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ ПЕДАГОГИ по реализации о. о. художественно-эстетическое развитие?
Итак, успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные умения в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные обязанности в области художественно-эстетического развития. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.
И сегодня мы постараемся показать вам работу педагогов в направлении художественно – эстетического развития.