Голубева Надежда Анатольевна
Доклад на тему: «Требования к личности педагога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание. Воспитатель наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т. е. воспитывает, вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т. е. обучает. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.
Публикация «Доклад на тему: „Требования к личности педагога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Личность – человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Каждый человек формируется как личность только в обществе, в коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Личность – это человек как носитель сознания.
Личность педагога, профессиональные требования к нему давно являются предметом специального научного изучения. Еще Я. А. Коменский указывал на следующие главные требования к педагогу : владение педагогическим мастерством, любовь к своему делу, умение самостоятельно мыслить, воспитание деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе, и т. д.
Однако специфические условия воспитания детей с ограниченными возможностями физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер в реабилитационном центре предъявляют особые требования к педагогам, требуют от них владения специальными знаниями и навыками работы с детьми. Это обусловлено следующими факторами, накладывающими отпечаток на педагогический процесс такого учреждения:
Неблагоприятная наследственность детей;
Негативное влияние окружающей среды (семьи, улицы);
Преобладание в учреждении разновозрастных групп, в которых курс реабилитации проходят вместе дети и подростки с различными степенями интеллектуального и физического недоразвития;
Дефицит общения с внешним окружающим миром и т. д.
Наряду с перечисленными негативными факторами работа с детьми с ограниченными возможностями развития оказывает специфическое влияние на личность самого педагога. По данным члена-корреспондента РАЕН проректора Университета РАО Г. В. Семьи, происходит «профессиональная деформация личности педагога», т. е. наблюдается «изменение ее качеств (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения, которые наступают под влиянием выполнения профессиональной роли». Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глубокий характер, может проявляться как положительно (появляется гуманистическое отно-шение к труду, расширяются опыт, навыки, умения, интересы и т. д., так и крайне негативно (появляются изменения в эмоциональной сфере). Эти изменения получили название «синдром выгорания», который характеризуется притуплением эмоционального восприятия мира, чувством внутренней опустошенности, потерей веры в собственные силы, появлением пессимизма, цинизма, повышенной конфликтностью и т. д. Чаще всего «синдром выгорания» свойствен людям, занятым в сфере общения и вовлеченным в процесс длительного эмоционально напряженного состояния. Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями развития, чаще других испытывают на себе «синдром выгорания» как проявление профессиональной деформации.
Преодоление данного явления происходит через организацию регулярных психологических тренингов психологами реабилитационного центра для педагогов с целью восстановления и нормализации их собственного психоэмоционального состояния, от которого зависит успешность реализации возложенных на них воспитательных задач.
Анализируя педагогическую литературу, мы видим, что чаще всего авторы ограничиваются декларацией общих требований к личности педагога, например, таких, как: деловитость, трудолюбие, стремление искать новые методы влияния на детей, справедливость, прямота; умение деликатно взывать к общественному мнению группы воспитанников, в частности при поощрении или порицании. Желательно, чтобы педагог реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями развития умел делать игрушки, ухаживать за растениями, знал азы пения, танцев, спортивных упражнений и др. В последнее время особо выделяется новое требование — индивидуальный подход к детям.
Детям, которые проходят курс реабилитации необходим особый тип взаимодействия, способствующий личностному развитию ребенка или «помогающее взаимодействие». Основой «помогающего взаимодействия» является успешная реализация духовной потребности человека при общении с другим человеком. Ребенок в данном случае имеет возможность установить глубокие и постоянные привязанности к другим людям, в том числе и сверстникам, что в какой то мере восполняет дефицит общения, испытываемый нашими воспитанниками из-за специфики их развития. Для реализации «помогающего взаимодействия» необхо-димы особые знания и подготовка педагога.
Выделяют следующие умения и личностные качества, необходимые педагогу.
Педагог, работающий с детьми с отклонением в развитии и поведении, должен обладать системой общетеоретических и
специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии структуре аномального развития, о способах, предупреждения и преодоления интеллектуальной либо физической недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. Педагог должен уметь распознавать физические и психические
дисфункции, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у педагога глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с коррекционной педагогикой и дефектологией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность такого педагога включает знание программ, пособий по коррекции недостатков в развитии. Педагог должен вести поиск наилучших средств воспитания и коррекции детей, изучая и обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны:
учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.);
учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реально участия и т. д.);
учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Кроме того, работа педагога должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (системы взаимодействий с лицом, имеющим расстройство определенного pода, с его родственниками и товарищами). Педагогическая деонтология включает в себе учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности.
Педагог должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам.
Важным моментом, обеспечивающим эффективность воспитания в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, является рациональное планирование работы и ведение педагогической документации. Многие педагоги, делясь своим опытом, подчеркивают целесообразность ведения следующей документации: перспективное и ежедневное планирование, конспекты занятий, психолого-педагогические характеристики на каждого ребенка.
При формировании кадров педагогического коллектива следует стремиться к правильному комплектованию воспитательного состава, где в одной группе могли бы работать и опытные, и начинающие педагоги, привлекать к воспитательному процессу мужчин, психолога и социальных педагогов.
Все эти составляющие образа воспитателя должны только положительно воздействовать на детей. Воспитатель – не только профессия, но и состояние души, ему обязательно должны быть присущи материнские чувства.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Ф. И. Тютчев