Папки-передвижки

Эссе «Утраченные ценности в воспитании»

Ольга Тамалинцева
Эссе «Утраченные ценности в воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад «Золотой ключик» города

Балашова Саратовской области

Доклад на тему:

«Утраченные ценности в воспитании»

Воспитатель : О. М. Тамалинцева

г. Балашов

2023 год

В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому обучению и воспитанию. Дворянское обучение и воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ-это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств. Пушкин рассуждал: Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Использование традиций дворянского воспитания и обучения, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современных людей.

Публикация «Эссе „Утраченные ценности в воспитании“» размещена в разделах

В последнее время стало все больше появляться публикаций о русском дворянстве. И чем больше таких публикаций, тем яснее становится «особенность» дворян, своеобразие дворянской культуры. Наши далекие соотечественники, оставившие нам в наследство свои великие свершения, прекрасные дворцы и драгоценные собрания, были людьми особого «склада». Именно в начале 19 векаокончательно сформировались те черты дворянской идеологии, которые считаются определяющими для этого сословия - понятие дворянской чести и долга, высокого патриотизма, нравственного достоинства. Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.

Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой, выраженной ориентацией на некий идеал. Дворянская элита, мечтала о лидерстве своего сословия в политической, общественной и культурной жизни России. Поэтому к дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т. е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу.

Недостатки такого воспитания очевидны. Но, нельзя не заметить, что порой оно приносило удивительные плоды. В прошлом веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств, обаяния. Они выросли такими благодаря особому воспитанию. «Дворянское воспитание» – это образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают,асоблюдают. Понятие «дворянский тип поведения» крайне условно. В жизни дворянской семьи особое значение имело понятие уклада, то есть следования традициям и закону Божьему. Это законы были очень строгими и передавались из поколения в поколение.

Святая святых рода – это семья. Дворянин не мог представить свою жизнь без семьи или в отрыве от семьи. Семья и дом – взаимосвязанные понятия. Необычайно были важны обряды и таинства, освященные церковью: крещение, свадьба. Иметь детей взаконом браке – была одна из основных целей создания семьи. Отсутствие детей рассматривали как тяжкое Божье наказание. Стоит отметить, что в те времена всячески охранялось женское целомудрие, т. е. целостность тела и души (психики). От целомудрия женщины зависело здоровье ее потомства. Поэтому с малолетства девочку в дворянской семье, готовя к будущему супружеству и материнству, воспитывали определенным образом. В основе этого воспитания - послушание, целомудрие. Высший идеал, образ материнства, к которому надо было стремиться, – Богоматерь. Одним из способов привить в детях послушание и кротость, был пост. Детей приучали к посту с раннего детства. У детей не было каких-то особых детских праздников. Девочки играли в куклы, в семью. Нянчили деток понарошку, украшали дом. В таких играх ярко проявлялись характерные для каждой местности особенности хозяйственного и домашнего быта. «Жить в приятном довольстве, избегая пустой роскоши и великолепия», — так готовили дворянских девочек к семейной жизни.

Игры мальчиков были командные и соревновательные. Эти игры были ориентированы на мужской стиль поведения и развивали физическую силу, смекалку, а также понимание чести и достоинства. Детям прививалась любовь к земле предков, матушке-земле, кормилице, уважение и забота о родителях, старых и немощных. Воля и наказ отца были беспрекословным правилом.

«Любить свое Отечество и верою ему служить»-главный мотив дворянского воспитания. Чаще всего дворянские дети получали образование, не выходя за пределы отчего дома. Не все дворяне хотели или имели возможность отправлять своих детей в образовательные учреждения.

Но даже в семье жизнь ребенка была совсем не праздной: строгая дисциплина, послушание родителям, сочетание этического и этикетного, следование жесткому распорядку дня. Неизменно ранний подъем в 7 утра, обливание холодной водой, молитва, уроки, прогулки и разнообразные занятия. За соблюдением порядка строго следили гувернеры. Завтраки, обеды и ужины проходили обязательно в кругу всей семьи, за большим столом, в строго определенные часы.

Большое внимание уделялось православному воспитанию. Утренняя и вечерняя молитва в дворянских семьях была обязательным для детей началом и концом дня. По воскресным и праздничным дням дети вместе с родителями посещали литургию.

Гувернеры-французы, реже — немцы. Дети постоянно находились под их неусыпным оком. И это было нужно вовсе не для того, чтобы оградить подрастающих дворян от греховных пороков. Постоянный контроль заключал в себе банальный элемент тренировки: правила хорошего тона должны стать привычкой, выполняться на автомате. Ведь воспитанный человек не будет есть руками, даже если он обедает в полном одиночестве. Неусыпный бдительный контроль приучал ребенка следить за собой и своим поведением каждую секунду.

«Учебный план» молодого дворянина был насыщенным: латынь, французский, немецкий, всеобщая и русская история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, русская словесность, рисование, музыка, архитектура, искусство,танцы, верховая езда, стрельба из лука, фехтование, гребля, плавание; зимой лыжи и коньки.

В образование девочек добавлялосьрукоделие.

Образование на порядок выше домашнего можно было получить в лицеях, кадетских корпусах и институтах для благородных девиц. Порядки, царившие там, поражают своей строгостью.

В спальне института благородных девиц размещалось 20 воспитанниц, температура воздуха+18. Это способствовало закалке духа и тела. Каждое утро начиналось с обливания до пояса холодной водой и скромным завтраком. В посты рацион становился еще скромнее: картофель, каша на воде да небольшой постный пирожок. После завтрака прогулка в парке в любую погоду. Внешний вид был регламентирован: строгая форма и аккуратные прически, следили за своей фигурой и осанкой. На стенах в классах висели картины с надписями: «Никогда не будь праздной» или «Не делай зла и не досаждай никому». Учебный план: французский, немецкий, чистописание, грамматика, арифметика, история, география, хронология, мифология, рисование,танцы, геометрия, физика, верховая езда, музыка, плавание. В конце обучения лучшим ученицам выдавали награды. Главный залог образования: морально-нравственное воспитание.

Основой жизни дворянина была государственная служба, чаще всего военная. Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. В лицее каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений». Подъем в 7 утра. Обучение чередовалось с верховой ездой, фехтованием, плаванием, греблей, стрельбой из лука. Обязательны прогулки в любую погоду.

Стоит ли удивляться, что дворяне с детства владели собой и были приучены превозмогать страх, отчаяние и боль в любых обстоятельствахи старались не показывать, как это трудно. Для этого требовалось не только мужество, но и безукоризненное умение владеть собой. Это являлось вовсе не элементом необычайного природного дара, а достигалось путемдлительного и тщательного воспитания, в основе которого лежало православие.

И все это было утрачено за одно столетие. Внастоящее время в современном обществе проблема семьи, образования, воспитания стоит особо остро. Разработана «Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года». Главная задача-повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; повышение педагогической культуры родителей путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь).

В преамбуле Федерального закона 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Закон об образовании РФ

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации впервые введено на законодательном уровне

Правовое поле получения православного образования в Российской Федерации создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ.

В условиях внедрения ФГОС Дошкольного образования православный компонент становится приоритетным направлением в системе образования.

Приоритетной задачей «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» 29 мая 2015 годав сфере воспитания детей является :

-развитие высонравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС различных уровней общего образования становится очевидно, что утверждение в среде обучающихся традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей является прямой задачей и обязанностью общеобразовательных организаций в рамках реализации ФГОС через программы общего образования.

Сохранение, возрождение и защита семьи, традиционной культуры семейной жизни и воспитания детей, всех связанных с семьей традиционных, духовных и нравственных ценностей-важнейшая задача современного общества, без решения которой невозможно выживание нашего народа, духовное, нравственное, интеллектуальное и деятельное возрождение России.

Решение этой задачи требует объединения усилий общества, государства и Церкви.

Публикации по теме:

Беседа «Семейные ценности» в старшей группеБеседа «Семейные ценности» в старшей группе Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья; формировать представление о психологических особенностях.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Мысли о воспитании в эссе «Магистр теологии»Мысли о воспитании в эссе «Магистр теологии» Досягаема ли была для меня эта " высота?" Даже трудно сказать сразу. Обучаясь 2,5 года на СТФ в НИУ "Бел ГУ" я получила степень МАГИСТР.

Наши семейные ценности. ФоторассказНаши семейные ценности. Фоторассказ Недавно Наталья Попова познакомила нас с фотозарисовкой «Старые игрушки». Так трогательно и с большой душевной теплотой она рассказала нам.

Планирование в средне-старшей группе на неделю «Семья и семейные ценности» ТЕМА: «Семья и семейные ценности» (05.11.2019 – 08.11.2019г.) ЦЕЛЬ: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать.

Презентация «Семейные ценности. О любви и дружбе между братьями и сестрами» для дошкольников и младших школьников В семейных отношениях всегда важна забота старших о младших. Раньше у людей старшим детям поручали полную заботу о младших. Ведь у родителей.

Презентация «Семейные ценности. О нашей любви к маме и папе» для дошкольников и младших школьников "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет.

Презентация «Семейные ценности — поговорим с дошкольниками и младшими школьниками «Как вы относитесь к дедушке и бабушке?» Давно известно – в семьях счастливы те дети, рядом с которыми живут добрые и любимые бабушки и дедушки. Вот некоторые выдержки из рассказов.

Эссе «Размышления о роли семьи в воспитании детей к всемирному Дню семьи»Эссе «Размышления о роли семьи в воспитании детей к всемирному Дню семьи» Попова Валентина Институт семьи в нашей стране с давних времён нельзя переоценить. В России всегда отводилась основополагающая роль семьи,.

Семья и семейные ценности для детей дошкольного возрастаСемья и семейные ценности для детей дошкольного возраста Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Утраченные ценности в воспитании»
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 21:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Утраченные ценности в воспитании»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тамалинцева (УИ 281575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД