Ершова Людмила Анатольевна
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - это процесс неравномерный, его линии идут одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
В раннем возрасте следует воспитывать у детей привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение следует уделять в нашем учреждении, так как это дети, которые остались без попечительства, без семьи. Здесь они проводят всё своё время. Поэтому нужно уделять особое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей. Ведь они проводят большую часть времени и где воспитатели не сядут за стол, не предварительно не вымыв руки, и для воспитанников это становится законом. В эти годы дети могут освоить все основные культурно- гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко и быстро, правильно их выполнять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Мы, стараемся создать условия, которые способствуют формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены.
Я считаю эту тему очень актуальной не сегодняшний день, ведь культура поведения - это показатель воспитанности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя - уважай других. Культура отношений - дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности - важнейший показатель культуры.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста.
В работе нашего учреждения уделяется большое внимание воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста включает следующие задачи:
1. Учить воспитанников под контролем воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, после еды насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Формировать умение с помощью воспитателя приводить себя в порядок.
3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Обучать воспитанников порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи воспитателя формировать умение снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы, застёжки на липучках. В определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.
В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.
Значение воспитания культурно-гигиенических навыков.
Основой полноценного физического развития детей раннего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и является гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых. По мере усвоения культурно-гигиенические-навыки переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. В игре дети имитируют бытовые действия (мытьё рук, приём пищи, тем самым закрепляют действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и по.). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков : одежду куклы нужно аккуратно складывать, посуду на столе расставить красиво. Формирование навыков культуры поведения направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, дети знакомятся с собой. Дети начинают обращать внимание на грязные руки, замечают неполадки в одежде, просят воспитателя помочь привести себя в порядок, у него формируется потребность в чистоте и опрятности. Обучаясь малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки.
В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. С самого раннего возраста приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, предварительно научив его этому.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослым их устраняет.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учётом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Навыки у воспитанников становятся прочными если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее, приятно кушать за столом и т. д.)
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предпологает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Они должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в группе, но и во дворе, транспорте.
Все сведения по гигиене принимаются детьми в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала нашего учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Гигиеническое воспитание - единство требований со стороны взрослых. Дети приобретают гигиенические навыки в общении со взрослыми. Обязанность воспитателя - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском доме. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.
Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. В первую очередь надо научить овладению предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например: ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственное положения: малыш открывает и закрывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок и т. д.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживания характеризуется тем, что действие ребенка не имеют общественного мотива, оно направлено на самого себя. Педагоги должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его жизни