Анна Ковалкина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Наука о природе, объясняющая, как растения и животные живут вместе и как они зависят от естественных факторов: солнечного света, воздуха, почвы и воды, - называется экологией.
Растения и животные не могут существовать независимо друг от друга. Их жизнь тесно связана с жизнью других растений и животных. Они живут сообществами, принося пользу друг другу.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Сформировать человека с новым, экологическим мышлением можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с дошкольниками. Именно в этот период у ребёнка формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание осуществляющих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания.
Необходимо, чтобы знания по экологической тематике были связаны между собой, составляли единую систему, в которой начальные, более простые этапы обучения являются базой для последующих, более сложных, обобщающих. Экологическое образование и воспитание не могут ограничиваться отдельными занятиями, праздниками. Должен существовать «стержень» - комплекс экологических знаний, которые получит дошкольник. А все игры, наблюдения, экскурсии служат для усвоения этого комплекса знаний.
Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, а как о части природы, зависящей от неё. С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных.
Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес уже не будет уравновешенной экосистемой и начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
В дошкольном возрасте усвоении основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не знает. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.
Занятие по основам экологии можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Главная подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для составления сказок, рассказов, наблюдения в природе и в живых уголках – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими законами. Одним из главных принципов составлений занятий должен быть интегрированный подход. Для экологического воспитания можно привлечь не только рассказы, стихи о природе, но и сказки. Иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера, атласы «Мир и человек», «Мир вокруг нас», «Почемучка» (1992г. Юрин).
Целесообразно использовать ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте детей, приводя конкретные случаи из жизни. Важно, чтобы ребята самостоятельно и с помощью воспитателя пришли к правильному выводу, чтобы они учились оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Только бережное отношение к тому, что живёт, растёт вокруг нас, может сделать нашу глушь полноценной, радостной и прекрасной.
Красота, которая дарит нам природа. Ни на какие деньги не купишь большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! Огромную пользу приносят деревья: украшают улицы и дворы; очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ; сохраняют содержание в атмосфере пыли и вредных веществ; уменьшают скорости ветров; увеличивают влажность воздуха, дают тепло и прохладу, смягчает тем самым жару.
Дети должны понять, что нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубооко неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относится к природе и её бережным богатствам.