Лучший педагог года

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Наталья Куценко
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме.

(Слайд ФГОС) Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» размещена в разделах

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.

Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях.

Цель театрализованной деятельности

(Слайд)Формирование художественно - эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также создание условий для воспитания у дошкольников коммуникативных способностей средствами театральной деятельности.

(Слайд) Основные задачи организации театрализованной деятельности в детском саду :

• Формировать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;

• Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;

• Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;

Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;

• Воспитывать инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

(Слайд зона) В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. Уголок театрализованной находится рядом с читательским и музыкальным уголками. В театрализованном уголке, размещены различные переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве группы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.

В театральном уголке группы представлены – национальные народные костюмы, народная игрушка России -неваляшка, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах России, иллюстрации к сказкам знаменитых художников, рисунки (эскизы) костюмов.

Музыкальный уголок мы наполнили разнообразными музыкальными инструментами, шумовыми игрушками. В речевом зоне имеются литература соответствующая нашему возрасту, настольные, развивающие игры.

Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников.

Самым доступным видом является настольный театр. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Для изготовления персонажей нужны бумага, цветной картон, ножницы, фломастеры и клей. Куклы для такого театра должны хорошо стоять на столе, легко перемещаться по нему. Туловище кукол делают в виде конуса, к которому прикрепляется голова и руки. Такая кукла может быть 10-30 см в высоту. Дети легко управляют куклами. Ребенок берет куклу со стороны спины так, чтобы его пальцы скрывались под ее руками, и ведет "актрису" по столу согласно сюжету. Важно обращать внимание ребенка на то, чтобы его речь совпадала с движениями куклы.

К настольному театру относятся :

Театр на кеглях - с помощью этого театра дети инсценируют сказку «Колобок» (слайд)

Прищепковый театр - представлена Сказка «Теремок» (Слайд)

Театр камней- персонажи сказки «Жихарка» (слайд)

Театр «топотушки» - Сказка «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (Слайд)

Конусный театр - Конусный театр можно изготовить из картона самим, или купить шаблоны. Сказка «Три поросёнка» (слайд)

Театр игрушки - Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) сказки: «Красная шапочка». (слайд)

Театр из помпонов - изготавливается из вязальных нитках, приклеиваются глазки и носик, ручки или лапки, ножки и т. д. (слайд)

Театр матрёшки - сказка «Гуси - лебеди» (показ)

Театр на цилиндрах, стаканчиках. Используем при обыгрывании потешек. (показ)

Театр попрыгунчиков - герои мультфильма «Смешарики».(показ)

Плоскостной - настольно плоскостной театр представляет собой картонные фигурки на устойчивых подставках. В нашей группе есть как и картонные персонажи, так и сделанные из фанеры. На слайде вы видите театр из фанеры сказка «Волк и семеро козлят», а Светлана Владимировна представит театр из картона (показ).

Театр на руке. Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда при нас. В нашей группе мы используем бумажный, деревянный и вязанный пальчиковый театр, который мы связали сами, также мы связали атрибуты в виде домиков, и обыграли сказку «Заюшкина избушка». Вязанный театр можно использовать как пальчиковый, так и как настольный. (слайд)

Деревянный и бумажный показ.

Варежковый театр- к детской варежке мы пришили также связанные мордочки животных, и обыграли сказку «Теремок» (слайд)

Носочный театр - к ярким носочкам мы приклеили глазки, носик. Из вязальных ниток сделали шёрстку. (слайд)

Стендовый: Театр на фланелеграфе предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев - сказка «Колобок» (слайд)

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран (Фото-слайд)

Магнитный театр - используется магнитная доска и магнитные фигурки - героев сказок. Магнитные доски могут быть как напольны, так и настольные. Мы оформили свою магнитную доску в виде сказочного леса и обыграли сказку «Маша и медведь». (слайд)

Верховой театр - Ложковой театр - обыгрывание сказки «Маша и медведь»(сдайд)

Театр на дисках - на диск приклеивается изображение животного, к диску прикрепляется палочка. (показ)

Театр би-ба-бо. Способ действия заключается в том, что персонажи надеваются на руку. Для детей нашей группы мы показали сказку - «Три поросенка».(слайд)

Тростевые куклы. (показ)

Напольный театр : Марионетка «Петрушка» (показ)

Театр живой куклы : Театр масок - Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из картона и бумаги. Обыгрывание сказки «Три медведя»(слайд)

Большая кукла. (показ)

Платочный театр. Наши малыши показывали сказку: «Три поросёнка»

Театр нагрудный с персонажами сказки «Красная шапочка» (слайд)

Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

(слайд)Формы взаимодействия с детьми при подготовке к драматизации.

Работая над литературным произведением или отрывком, мы используем следующую схему:

1. Чтение произведения, или отрывка; (при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Причем чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному). Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

2. Беседа по этому произведению, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (мимики, жестов, Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

3. Проговаривание отдельных фрагментов с детьми. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя.

4. Непосредственно театрализованное действие. При распределении ролей обязателен индивидуальный подход. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере театрализованного действия страха перед ошибкой, боязни у детей выхода «на сцену». Мы всем детям предлагаем попробовать себя в разных ролях, чтобы каждый ребенок смог попробовать себя и в роли зайчика, и в роли волка.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в инсценировку, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя».

Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Наш опыт показал, что совместная работа с музыкальным руководителем приводит к желаемым результатам в решении задач общего творческого воспитания дошкольников. С музыкальным руководителем мы обсуждаем план работы, обращаем внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок. Способствуем развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов с помощью музыкального сопровождения.

Нами было проведено открытое интегрированное занятие: «В гостях у мудрого кота».

Показ видео занятие «В гостях у мудрого кота»

А также немаловажную роль играет взаимодействие старших и младших групп, где старшие демонстрируют свои театральные способности, а младшие выступают зрителями.

В этом году мы были зрителями постановок старшей группы по сказке «Муха Цокотуха». Большое впечатление на детей оказало это представление, яркие эмоции, бурные чувства и переживания получили дети от увиденного.

(Слайд фото) («Муха Цокотуха»)

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности показали спектакль «Мы друзья природы». Данный спектакль не только показал умение актеров держаться на сцене, но и помог младшим дошкольникам понять как можно помогать природе на примере сказочных героев. (слайд спектакль)

Нами было разработано перспективное планирование, которое включает знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол. В своей работе по театральной деятельности мы используем картотеки – это картотека по выразительным движениям, сопровождающаяся потешкой; картотека по выражению эмоций и мимики. Перед каждой репетицией и тем более драматизацией необходима разминка. Дети не должны напрягаться. Для расслабления мышц речевого аппарата, формирования правильного дыхания, начните разминку с дыхательных упражнений. Используется и пантомима - не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений, можно показать свое настроение. Эмоции, характер, занятия, для этого можно использовать специальное упражнение: когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или сидит в зрительном зале. Каждый раз, уходя из театра, любой ребенок уносит с собой небольшое, но открытие.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками, авторами текста, изготовителями декораций, костюмов и т. д. Так семья Несмелой Мирославы изготовила варежковый театр, семья Белик Кати изготовила театр нагрудный. (слайд) А Семьи Солнцева Антона и Хрульковой Амины изготовили теневой театр и напольную ширму. (Слайд)

Присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с художественно-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя, что обогатит их семейный досуг.

Для самых занятых и самых стеснительных родителей можно использовать «Веселый сундучок» - набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая со зрительского места: «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т. п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу. Кроме того, им можно поручить создавать звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ», создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Такой игровой прием позволяет активизировать родителей, создает атмосферу свободы, раскованности. (показ «Веселого сундучка»)

Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Но большинство родителей без предварительной работы воспитателя имеют весьма приблизительные представления о том, как можно изготовить театр в домашних условия, а потом как его обыграть совместно с ребенком. Для того, чтобы помочь родителям мы подготовили консультации для них: «Театрализованная деятельность в детском саду»; «Играем вместе – создаём театр»; «Играем в сказку»; «Развитие детей в театрализованной деятельности». Рекомендации на тему «Кукольный театр дома».

Сделали папку-передвижку «Театр-это здорово. Провели мастер – классы «Наши руки не знают скуки»(изготовление масок сказкам) и «Театр на ладошке».

Итогом этой работы стал показ сказки «Пузырь, соломинка и лапать» мамами наших воспитанников Оли Субочевой и Серёжи Пономарёва на магнитной доске с использованием театра картинок. (слайд). А семья Егора Мальцева изготовила театр топотушек, и обыграла сказки «Репка»(показ видео).

В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей и это мы сейчас вам продемонстрируем. (видео «Теремок»)

Заключение.

Итак, внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное - дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки, которые им необходимы в повседневной жизни. В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Развивается связная речь, происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.

Литература:

1. О. Л Гнедова, Л. Е. Майданюк «Театрализация сказок в коррекционном детском саду».

2. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»

3. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

4. Г. П. Иванова «Театр настроений»

5. А. В. Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду»

6. Журналы «Дошкольное воспитание» №6.-2010г. ,№5 -2001г. ,№5- 2009г. ,№2-2010г., №7- 2010г. ,№5 -2012г. ,№6- 2010г. ,№5- 2010г.

7. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.

8. А. Е. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду.

9. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе музыкального воспитания Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Индивидуальный план самообразования по теме «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 «Светлячок» Бугульминского муниципального.

Лоскутная аппликация. Художественно-эстетическое развитие детей посредством совместной деятельности со взрослыми «Лоскутная мозаика» Художественно-эстетическое развитие детей через совместную деятельность со взрослыми. Армеева Ольга Валентиновна, с.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Развитие речевого общения у старших дошкольников с нарушением речи посредством театрализованной деятельности Роль театрализованной игры в развитии речевого общения детей. Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт.

Развитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый докладРазвитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый доклад Актуальность данной темы: Введение. [/i] Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего.

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 18:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД