Любовь Пернаровская
Доклад об экологическом воспитании в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель средней группы "Детский сад № 17" ГБОУ ООШ № 2 пгт Новосемейкино Пернаровская Л. М.
Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Публикация «Доклад об экологическом воспитании в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители земли – дети дошкольного возраста. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал и был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Дети 4-5 лет любознательны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к миру. Процесс развития экологической культуры включает разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель должен сам быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.
В нашем детском саду применяются различные формы работы по экологическому воспитанию. В первую очередь это, конечно, наблюдения, которые проводятся ежедневно. На прогулках мы имеем возможность понаблюдать за растениями, деревьями, кустарниками, цветами, лекарственными травами, расположенными на экологической тропе. Дети имеют возможность наблюдать за уходом. Они научились распознавать деревья по листьям, по стволу, чему способствовало проведение дидактических игр «Отгадай дерево по листу», «Подбеги к дереву, которое назову», «Угадай по описанию» и т. д. Здесь же в летнее время у водоема мы наблюдаем за жизнью лягушек, насекомых: водомерок, жуков-плавунцов и др. Часто летом водоем посещают стрекозы. Экологическая тропа постоянно обновляется. В настоящее время на ней растут почти все деревья нашей природной зоны. В течение года проведен конкурс «Сказочная кормушка», в котором с удовольствием принимали участие дети вместе с родителями. Дети понимают, что жизнь птиц, особенно зимой, когда им трудно добыть пищу, - в наших руках. На участке размещены кормушки и скворечники, изготовленные родителями и детьми. Выходя на прогулку, дети никогда не забывают вынести корм. Они знают о пользе птиц, различают и могут называть птиц, прилетающих полакомиться их угощениями.
В нашей группе мы осуществили долгосрочный проект «Подарю цветочек маме». В ходе этого проекта детям была предоставлена возможность наблюдения за ростом и развитием комнатных цветущих растений с момента посадки ростков до цветения. Они получили представление о строении цветов, о том, что для роста растений нужны влага, свет и тепло, вели дневник наблюдений, один раз в две недели делали зарисовки изменений. Дети совместно с воспитателями проводили беседы, рассуждали о необходимости заботливого отношения к растениям и замечали, когда цветам чего-то не хватало. Финалом проекта стал праздник мам, на котором каждый ребенок подарил маме цветок, выращенный своими силами.
Также дети нашей группы принимали участие во Всероссийском конкурсе «Экологический плакат» и заняли призовые места.
В свободное время мы знакомим детей с Красной книгой России, с растениями и животными, которые находятся под угрозой исчезновения. Дети учатся сопереживать, понимать важность защиты природы. Совсем недавно дети приняли участие в конкурсе рисунков и поделок «Красная книга».
Важную роль в нашей группе мы отводим чтению произведений о природе. Особенно дети любят разыгрывать различные сказки о животных, которые придумывают сами, отгадывают загадки, заучивают стихи о природе. Также с большим удовольствием дети участвуют в различных экспериментах, где они знакомятся со свойствами воды, воздуха, различных материалов: перьев, магнитов, песка, глины и др. В игровой зоне группы расположено много дидактических игр для возрастной группы наших детей. Различные пазлы, вкладыши, лото с природной тематикой. Здесь есть «Бабушкин огород», где дети могут познакомиться с тем, как растут овощи, как они выглядят, какой они формы, цвета и т. д. Очень дети любят играть в игры «Кто где живет?», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Чей детеныш?» и т. д. Дети очень любят рассказывать о своих домашних питомцах, о том, как вместе с родителями они ухаживают за ними, о своих наблюдениях.
В кружке «Лесовичок» дети делают поделки из природного материала, предварительно заготавливая его. Осенью мы вместе собираем листья, шишки, различные семена, веточки, что также способствует получению знаний о растениях.
Использование интерактивных дидактических игр (мультимедийных игр) к занятиям в наше время инноваций помогает привлечь детей к изучению нового об окружающем мире.
В рамках работы с родителями воспитатели нашей группы оформляют папки-передвижки, проводят беседы с родителями о том, как важно приобщать ребенка к природе, учить бережно относится к окружающему миру. Совместно с родителями в нашей группе созданы мини-энциклопедии о временах года, диких и домашних животных, птицах, деревьях, растениях и др.
Мир вокруг нас, его целостность, красота – зависит от нас, людей. Наша задача – привить любовь ко всему живому нашим детям, научить их бережно относиться к окружающей среде. Пусть каждый ребенок чувствует себя сказочным героем, который спасает этот мир!