Получи документы

Доклад «Организация совместного семейного отдыха как средство общей профилактики употребления психоактивных веществ»

Татьяна Тинькова
Доклад «Организация совместного семейного отдыха как средство общей профилактики употребления психоактивных веществ»

Доклад на тему :

"Организация совместного семейного отдыха как средство общей профилактики употребления психоактивных веществ"

Введение.

В настоящее время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества. В первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, а также здоровье будущих матерей.

Публикация «Доклад „Организация совместного семейного отдыха как средство общей профилактики употребления психоактивных веществ“» размещена в разделах

Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в современном мире - главная задача, решаемая обществом и семьёй. Вместе с ростом материального и культурного уровня семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание молодого поколения. Здоровье каждого человека определяется особенностями его организма и образом жизни. К этому относится биологическая (в том числе генетическая) предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям, а также вредные привычки (курение, переедание, малоподвижный образ жизни, употребление алкоголя и наркотических веществ, склонность к рискованным формам поведения. Экзогенные факторы включают: физическую среду проживания, социально-экономические условия семьи и общества в целом. Отсутствие позитивных социальных отношений ведёт к возникновению тревоги и депрессии, в то время как эмоциональная поддержка способствует сохранению позитивной самооценки и создаёт чувство взаимосвязи с другими людьми [2].

Родители - первые учителя и воспитатели ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт. Именно семья может создать для него атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищённость, уверенность в себе, научить его строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, а также правильно реагировать в разных ситуациях. Семья - коллектив, члены которого взаимосвязаны определёнными обязанностями. Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка с взрослым в системе отношений «взрослый - ребёнок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье. По мнению В. Сатир, семья одновременно является социально-психологической общностью - малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, а также социальным институтом - исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [8].

В сложной социально - экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени. Основное направление, имеющее большой потенциал и ресурс эффективности в деле первичной психолого-педагогической профилактики - организация досуговой деятельности подростков. Свободное время подростка - это тот ресурс, который необходимо использовать оптимально. Задача родителей и педагогов совместно с подростком организовать его так, что бы оно служило делу развития, воспитания и становления личности подростка.

Свободное время, организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностей подростков в общении, познании окружающего мира предоставляющее возможность подростку заниматься актуальной для него деятельностью, - это залог того, что подросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также, вполне возможно, первичные профессиональные навыки, будет приобщен к культурным основам, созданным человечеством. Таким образом, подросток окажется вовлеченным в активную жизнь с возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшего развития [5,С. 8].

1. Понятие «психоактивные вещества».

Употребление психоактивных веществ давно стала социально опасным явлением. За последние годы оно превращается в настоящее национальное бедствие России. На сегодняшний день эпидемия этой болезни охватывает всю территорию страны. Самое тревожное, что она поражает, прежде всего, молодёжь, подростков и даже детей младшего школьного возраста. Следовательно, напрямую угрожает не только нашему настоящему, но и будущему.

Психоактивные вещества - средства, влияющие на психику человека. Под психоактивным веществом понимается любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение и восприятие окружающего, поведение либо другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме - психическую и физическую зависимость.

В соответствии с международной классификацией болезней, к психоактивным веществам относятся : алкоголь, опиоиды, каннабиоиды, седативные или снотворные вещества, кокаин, стимуляторы, включая кофеин, галлюциногены, табак, летучие растворители.

Таким образом, психоактивное вещество (ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий.

Прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

2. Профилактика употребления психоактивныхвеществ.

Обращает на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркозависимости и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам. Резко возросли все показатели, характеризующие распространенность алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Например, число преступлений, совершенных в России подростками и связанных с наркотиками, увеличилось в четыре раза за последние пять лет. Известно, что каждый десятый школьник по стране уже пробовал наркотик.

Исходя из вышесказанного, становятся понятным интерес и усилия, которые предпринимаются различными специалистами, разными ведомствами, государственными структурами и общественными организациями в направлении профилактики употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ.

Профилактика употребления ПАВ - это комплекс мероприятий направленных на противодействие распространению и употреблению табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ.

Профилактика бывает трех видов, в зависимости от контингента, с которым она проводится:

1. Первичная профилактика - проводится со здоровыми детьми и подростками, а также с подростками, которые имели однократное употребление (пробовали какое - либо ПАВ).

2. Вторичная профилактика - проводится с детьми и подростками, уже имеющие в своем опыте неоднократное употребление (после пробы ПАВ было повторное употребление с целью достижения уже знакомого эффекта, а также с подростками со злоупотреблением какого-либо ПАВ (они находятся на учете у нарколога).

3. Третичная профилактика - проводится с больными детьми, имеющими психические и поведенческие расстройства, а также соматические изменения в результате употребления ПАВ.

Эти виды профилактики проводятся медицинскими работниками.

Общая профилактика - это комплекс мероприятий направленных на противодействие распространению и употреблению табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Проводится организаторами, психологами, классными руководителями, родителями, включает в себя развлекательные мероприятия, обеспечение досуга, расширение кругозора, профессиональную ориентацию.

Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по всем направлениям:

- спортивно-оздоровительное;

- экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);

- профилактика правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся «группы риска»;

- взаимодействие с социумом.

Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно-оздоровительные праздники, месячник «Школа против наркотиков и СПИДа».

Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы «Здоровым быть модно!», смотры строя и песни, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»

Оформляется стенд информаций для детей и их родителей, где размещены:

- телефоны доверия для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- правила для детей и родителей.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша задача - убедить детей, уберечь их от влияния пагубных привычек.

Опыт показывает, что в подростковом возрасте желание попробовать наркотик возникает только в компании сверстников. Это может произойти на улице, на дискотеке, на концерте популярной музыкальной группы, когда хочется быть как все, весёлым, раскованным, забыть обо всех проблемах. Вот в такой обстановке и может возникнуть желание попробовать наркотик.

Для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни, нужно следовать четырём правилам «Нет наркотикам».

Первое правило. Постоянно вырабатывать в себе твёрдое «Нет!» любым психоактивным веществам (наркотическим и токсикоманическим средствам, в любой дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только «Нет!».

Второе правило. Постоянное формирование умения получать удовольствие при полезной ежедневной деятельности (хорошая учёба, занятия спортом, активный отдых на природе, а значит, твёрдое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению.

Для этого можно взять за правило каждый день ставить себе задачу: «Я сегодня сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю до конца и хорошо». Такая ежедневная установка для себя поможет вам формировать силу воли и избавит от скуки и безделья. Итак, «Нет!» безделью.

Третье правило. В вашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье «Нет!» тем сверстникам и той компании, где приём наркотиков — дело обыденное. Для этого вам, возможно, придётся побороть свою стеснительность. Вы должны уважать своё мнение и не поддаваться влиянию окружающих сверстников, которые предлагают попробовать наркотик. «Нет!» компании, где употребляют наркотик.

Четвёртое правило. Четвёртое «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения себя всех человеческих качеств.

3. Роль семейного отдыха в профилактике употребления психоактивных веществ.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что семейные конфликты между самими родителями, родителями и детьми, применение физических наказаний, непонимание родителями детей, отсутствие родительского внимания, поддержки ребенка - все это становится причиной того, что процесс становления личности подростка проходит тяжелее, чем обычно.

Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Все то, что видел ребенок впервые 7 лет, запоминается больше, чем в более поздние периоды жизни. Образ жизни семьи на этом этапе ребенок воспринимает как стандарт. В последующей жизни он действует по образу и подобию. Пример родителей, их повседневная жизнь, образ жизни являются основой поступков и действий ребенка. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом.

4. Организация семейного отдыха как средство профилактики употребления психоактивных веществ.

Эффективность организации досуга определяется уровнем культуры семьи. Культура семейного досуга зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения родителей, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, внося в них игры для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.

Самые яркие впечатления у детей остаются, когда они вместе с родителями ездят отдыхать, совершают лыжные пробежки, ходят в походы. Дети с восторгом рассказывают своим друзьям о том, где они были, что видели, как вместе с папой и мамой собирали грибы, ягоды, удили рыбу, строили на морском берегу песочные замки. Самые обыденные действия, такие как собирание дров, для костра, наблюдение за птицами или собирание осенних листьев, которым взрослый не придаст особого значения, вдруг станут важнейшими средствами воспитания. Никакой видеофильм, никакая игровая приставка не заменят ребенку собственных впечатлений, собственной живой мысли, внимательного взгляда и действия.

Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком, и этим человеком для ребенка должен быть в первую очередь родитель. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, друзья, учителя. Семейные проблемы, по мнению родителей, особого интереса для детей не представляют. Как показывают опросы детей и подростков, они действительно многого не знают о своей семье: ни семейной родословной, нигде и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается.

Выводы

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как школы воспитания, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред психологическому и духовному развитию становления личности подрастающего поколения.

Первоочередной задачей родителей является формирование ЗОЖ. Именно ЗОЖ является главным рычагом общественной профилактики употребления ПАВ и укрепления здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, оздоровление с использованием гигиенических знаний для организации правильного питания, стиля жизни, в борьбе со стрессом, вредными привычками. Именно семье принадлежит решающая роль в выработке у подрастающего поколения навыков и привычек ЗОЖ.

Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребенком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто и как может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, депривация, фрустрация, дефицит удовольствий и положительных эмоций, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т. п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ в семье имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Также необходимо со стороны родителей осуществить организацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

Публикации по теме:

Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаКорригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки. По данным Научно - Исследовательского.

Организация выставки совместного творчества как форма взаимодействия семьи и детского сада «Организация выставки совместного творчества, как форма взаимодействия семьи и детского сада» 1 слайд Первая школа воспитания растущего.

Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей» Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности. Развитие мысли-тельных операций является важным.

Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса» Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса.» Ко многим детям необходимо находить индивидуальный.

Доклад на РМО «Музыкально-дидактические игры как средство ознакомления детей с музыкой разных стран» «Музыкально – дидактические игры как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой разных стран» Игра — как ведущая.

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи» Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи. Еена Кравцова. Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство.

Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности» Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности». Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества,.

Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» Выполнили:.

Стендовый доклад «Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника» Захаренко Оксана Александровна воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад Краснозёрского района Новосибирской области Предметно-развивающая.

Вечер семейного отдыха к празднику «День матери» для старших групп Вечер семейного отдыха «МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ» старшая речевая ноябрь 2015 год. Под музыку дети ведут мам за руку в зал и стают в круг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Организация совместного семейного отдыха как средство общей профилактики употребления психоактивных веществ»
Опубликовано: 15 июня 2017 в 09:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД