Папки-передвижки

Партийно-государственная политика по охране детства в годы Великой Отечественной войны

Надежда Левченко
Партийно-государственная политика по охране детства в годы Великой Отечественной войны

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы

Школа N1582, до N2

Доклад

«Из истории дошкольной педагогики»

На тему:

«Партийно-государственная политика по охране детства в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг

Выполнила:

воспитатель старшей группы N6

Левченко Надежда Вениаминовна

Москва - 2019 год

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Партийно-государственная политика по охране детства в годы Великой Отечественной войны» размещена в разделах

Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредственно связано с историей государства, с происходящими изменениями в обществе: политического, социально-экономического, научного, культурного характера. Особо показательным в этом плане является период Великой Отечественной войны.

Актуальность данной темы обусловлена для меня тем, что принимаемые в то время решения вполне применимы в современном мире. В преддверии 75-летия Великой победы над фашизмом в 2020 году, исторический опыт деятельности органов дошкольного образования в годы Великой Отечественной войны имеет важное значение. В экстремальных условиях рассматриваемого периода был накоплен богатый опыт политического, социального, профессионального руководства системой образования, который представляет не только научный, но и практический интерес.

Целью исследования является выявление особенностей организации партийно-государственной политики по охране детства в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования: проанализировать и показать на основе нормативно - правовых актов особенности партийно - государственной политики по охране детства в годы войны.

Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. В это время детский вопрос стоял особенно остро.

Объект исследования: политические и организационные аспекты по охране детства в годы войны (1941 - 1945).

Предмет исследования: процесс развития и организация систем общественного дошкольного воспитания и образования, содержание форм работы с дошкольниками в исследуемый период.

Партийно-государственная политика по охране детства в годы Великой Отечественной войны

Нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года вызвало необходимость перестройки всей жизни советского общества. Забота о подрастающем поколении являлась одной из важнейших государственных задач.

В период Великой отечественной войны Советское государство развивало и совершенствовало дошкольное законодательство, во главе этого процесса стоял Наркомпрос. Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о деятельности дошкольных воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению полноценных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны.

Во время войны продолжалась работа по расширению сети и улучшению деятельности детских садов. Преимущественное право на прием в детские сады предоставлялось детям воинов Красной Армии. В декабре 1941 года Наркомпрос РСФСР провел совещание по вопросам выполнения плана приема в детские сады, улучшения учета эвакуированных детей и мерах предупреждения детской безнадзорности и беспризорности. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитанию и обучению детей - сирот.

23 января 1942 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [8]. В нем правительство обязало персональную ответственность за устройство детей, которые остались без родителей, возлагать на председателей Совнаркомов союзных и автономных республик, исполкомов краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся. При облисполкомах создавались особые комиссии. В состав комиссий включались и представители НКВД. В районных отделах народного образования (РОНО) вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали детей в детские дома. Дети в возрасте до 3 лет включительно, поступающие в ДПР, должны были немедленно направляться через органы здравоохранения в детские учреждения или на патронирование. Государственные ведомства, партийные, профсоюзные и комсомольские организации проявляли заботу о детях - сиротах.

Всего на 1 января 1943 г. в системе Наркомпроса РСФСР имелось 3 тыс. детских домов, в которых находилось 500 тыс. детей. Государственно-правовую основу, весь комплекс вопросов эвакуации, приема детей в интернатах получил в ряде правительственных документов.

Появление большого количества осиротевших детей, эвакуированных, потерявших связь с родителями, предопределяло необходимость принятия ряда мер, направленных на устройство детей именно в семьи, в то время как детские дома были переполнены. 8 апреля 1943 г. СНК РСФСР утверждает инструкцию «О патронировании, опеке, и усыновлении детей, оставшихся без родителей» [10]. Это документ, определив обозначенные формы семейного воспитания как проявление общественной помощи в деле охраны детства и борьбы с беспризорностью и безнадзорностью, регламентировал порядок устройства на патронат, опеку, усыновление. В Инструкции были сформулированы основные задачи устройства детей в семьи: забота об их здоровье и физическом развитии, воспитание в соответствии с целями коммунистического общества, защита прав и интересов несовершеннолетних. В соответствии с поставленными задачами указывались категории граждан, которые имели право усыновить или взять ребенка на воспитание.

Согласно Положению о комиссии, принятому СНК РСФСР в апреле 1943 г., на нее возлагалось также предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, охрана прав несовершеннолетних. Наряду с комиссиями была организованна общественная инспекция по охране детства. Инспекция находилась в ведении Наркомпроса и ГорОНО. В обязанности общественного инспектора входило оказание помощи в организации патронирования, опеки, усыновления детей.

Расширение сети учреждений для детей, оставшихся без родителей, а также условия военного времени, требовали выработки единых требований к учреждениям. В связи с чем, был принят целый комплекс документов: постановление СНК РСФСР от 9 мая 1943 г. «Об улучшении состояния детдомов» [7].

Совнарком СССР 15 июня 1943 г. затребовал от облсоветов отчет на 1 июля 1943 г. о проделанной работе по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью. Было установлено, что значительное число детских домов находится в тяжелом положении. Совнарком СССР обязал Облисполкомы взять под особое наблюдение работу по устройству детей, оставшихся без родителей.

К осени 1943 г. только в РСФСР было 700 интернатов. Сеть интернатов получила свое развитие и в других союзных и автономных республиках. В постановлении СНК СССР от 1 сентября 1943 г. Были приняты меры к улучшению работы детских домов, упорядочению деятельности детских комнат при органах милиции [6]. Постановлением была подчеркнута необходимость усиления контроля над своевременностью устройства детей – сирот в детские дома. Для детей военнослужащих и инвалидов Отечественной войны, детей партизан, защитников Сталинграда, детей родителей, погибших при обороне Ленинграда, а также детей – сирот, родители которых погибли от рук оккупантов, создавались специальные детские дома. Их организация возглавлялась на наркомпросы РСФСР и УССР.

С сентября 1943 г. были введены единые нормы снабжения для детских домов, расположенных в городах и в сельской местности. Все продукты, полученные от подсобных хозяйств детских домов, разрешалось использовать на улучшение питания детей без зачета их в основную норму снабжения централизованным порядком. Налажено медицинское обслуживание, проведен медицинский осмотр всех детей; больные и ослабленные дети были направлены в больницы и санатори [3].

Правительство на протяжении всех лет войны уделяло внимание качеству питания детей. Нормы на отдельные продукты питания по детским продовольственным карточкам были приравнены к нормам снабжения рабочих и служащих, хотя этого было явно недостаточно.

9 января 1944 года вышло постановление «О мероприятиях по расширению сети и улучшению работы детских садов», с целью освобождения помещений детских садов, используемых не по назначению. Наркомздрав СССР был обязан обеспечить медицинское обслуживание детей, находящихся в детских садах, через систему детских поликлиник. Разрешено наркоматам, ведомствам и наркомпросам союзных республик предусмотреть в сметах детских садов на 1944 год ассигнование на оплату музыкальных работников в детских садах [9].

В спасении детей участвовала вся страна. При поддержке государства, развернулось движение по усыновлению детей - сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.

Забота партии и правительства о матери и ребенке, о семье нашла свое отражение в государственных и партийных документах. 8 июля 1944 года издается указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать - героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» [5].

1 августа 1944 г. НКП РСФСР утвердил инструкцию «Об охране имущественных прав воспитанников детских домов». Охрана имущественных прав возлагалась на отделы образования и директоров детских домов. Однако обращение имущества воспитанника в имущество детского дома запрещалось [2].

В 1944 г. Наркомпрос СССР принял положения «О дошкольном детском доме», «О детских домах смешанного типа».

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое 10 ноября 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации. В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень [4].

В постановлении отмечалась важность развития в стране инициативных детских домов, содержащихся на средства колхозов и колхозников. В 1944 году только в РСФСР имелось больше инициативных и колхозных детских домов. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции. В сложное военное время государство не упускало из виду проблему роста сети детских учреждений в деревне. Если в 1941 г. в РСФСР на детских площадках находилось 935 тыс. детей колхозников, то в 1942 г. - уже 1500 тыс. ; в 1943 г. - 1850 тыс., а в 1944 г. колхозы располагали 80 тыс. детских площадок на 2500 тыс. детей.

В годы войны на основе развития гражданского законодательства получили широкое распространение опека и попечительство над детьми, оставшимися без родителей. За военные годы на освобожденной территории РСФСР было создано 479 детских домов, принявших на воспитание более 53 тысяч детей, 336 тысяч детей были приняты на воспитание в семьи трудящихся. Всего за четыре военных года в шести тысячах детских домов и семьях трудящихся СССР воспитывалось более 1 миллиона детей, оставшихся без родителей и потерявших с ними связь. В военные годы получили распространение самодеятельные детские сады, которые организовывали активистки профсоюзов, члены родительских комитетов и домохозяйки. Начало этому положил родительский комитет Бауманского района Москвы. За два месяца здесь было создано восемь таких садов для 350 детей. По Б. Почтовой улице столицы с детьми занималась И. М. Косинокая, позволившая 32 женщинам этого дома пойти работать на оборонные заводы и фабрики. Всего в детских садах и яслях страны в 1941 - 1945 гг. находилось 2100 - 2600 тысяч детей [1].

Таким образом, несмотря на тяжелую военную обстановку в стране, большую занятость другими важнейшими государственными делами, советское правительство не только пыталось усовершенствовать законодательную базу, осуществляло жесткий контроль за исполнением постановлений, но и оказывало реальную помощь детям, оказавшимся в силу обстоятельств без попечения родителей. В годы войны были сформулированы положения, регулировавшие учебную и воспитательную деятельность детских учреждений и ставшие основой для их работы в последующие годы.

ВЫВОДЫ

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало необходимость перестройки всей жизни советского общества. Страна превратилась в боевой лагерь. Изменилось содержание внутреннего мира даже маленьких детей; многие из них познали горечь трагической утраты родителей, близких, лишения.

С наступлением войны, забота о подрастающем поколении являлась одной из важнейших государственных задач. Государство развивало и усовершенствовало законодательную базу, осуществляло жесткий контроль над исполнением постановлений, оказывало помощь детям, оставшимся в силу обстоятельств без попечения родителей. Была разработана нормативно-правовая база деятельности детских учреждений, ставшая основой значительного комплекса мероприятий учебного, воспитательного, лечебного и оздоровительного характера. Реализация этих мер в рамках работы домов ребенка, яслей, детских садов, детских домов, лечебно-профилактических учреждений преследовала цель сохранить в критических условиях жизнь и здоровье подрастающего поколения, создать возможности для социальной адаптации детей.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень, а сформулированные положения, регулировавшие учебную и воспитательную деятельность детских учреждений стали основой для их работы в последующие годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая, К. Ю., Волобуева, Л. М. Листая страницы истории (из прошлого дошкольного воспитания Москвы). - М., 1997. - C. 79 - 102.

2. Заднепровская, Д. Д. Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны // Вместе с армией и народом. Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1970. - С. 64 - 79.

3. Зезина, М. Р. Система социальной защиты детей - сирот в СССР // Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 58 - 67.

4. Куфаев, В. И. Забота о детях в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. - 1942. - № 8 - 9. - С. 24 - 31.

5. Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Указ Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. // Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1972, С. 15.

6. Об улучшении работы детских домов. Постановление СНК СССР от 1 сентября 1943 г. (Сборник документов 1917-1973 гг.) // Народное образование в СССР. - М. : Просвещение, 1974. - С. 355 - 356.

7. Об улучшении состояния детских домов. Постановление СНК ССР от 9 мая 1943 г. (Сборник документов 1917-1973 гг.) // Народное образование в СССР. - М. : Просвещение, 1974. - С. 354.

8. Об устройстве детей, оставшихся без родителей. Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. (Сборник документов 1917-1973 гг.) // Народное образование в СССР. - М. : Просвещение, 1974. - С. 353.

9. О мероприятиях по расширению сети и улучшению работы детских садов. Постановление СНК СССР от 9 января 1944 г. (Сборник документов 1917-1973 гг.) // Народное образование в СССР. - М., 1974. - С. 329.

10. Об утверждении Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей. Постановление СНК РСФСР от 08.04.1943 // https://www.bestpravo.ru/sssr/eh-akty/m2o.htm

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АПН - Академия Педагогических Наук

ВКП (б) - Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)

ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи

ВЦИК - Всесоюзный Центральный Исполнительский Комитет

ГорОНО - Городской Отдел Народного Образования

ДПР - Детские Приемники Распределители

КПСС - Коммунистическая Партия Советского Союза

МОНО - Моковский Отдел Народного Образования

Наркомат - Народный Комиссариат

НКВД - народный комиссариат внутренних дел

Наркомздрав (НКЗ) - народный комиссариат здравоохранения

Наркомпрос (НКП) - Народный Комиссариат Просвящения

Облисполком - Областной Исполнительный Комитет

ОБЛОНО - Областной Отдел Народного Образования

ПВО - противовоздушная оборона

СНК (Совнарком) - совет народных комиссаров

РОНО - Районный Отдел Народного Образования

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Партийно-государственная политика по охране детства в годы Великой Отечественной войны
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 13:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД