Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»

Анна Симора
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»

ДОКЛАД по теме

«Образовательная область «Познавательное развитие»

Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка». Он все хочет

знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А

от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими

знаниями он будет обладать.

Публикация «Консультация для воспитателей „Образовательная область „Познавательное развитие“» размещена в разделах

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому педагоги должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

к объему образовательной программы и ее структуре;

к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты

программы;

к полученным результатам, которых смогли добиться учителя -

логопеды, учителя - дефектологи, воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего

образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и

вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались

конспекты занятий, направленные на познавательное развитие

дошкольников.

Задачи познавательной деятельности

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов

ребенка.

Формирование действий, направленных на познание окружающего

мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,

окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,

количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и

следствие.

Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие

культурные ценности.

Даются представления о национальных праздниках, обычаях,

традициях.

Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме

для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного

мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их

возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и

окружающего пространства. Мы, воспитатели, стараемся так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в

ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении

у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,

пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются

своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном

возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без

игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с

предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной

деятельности.

Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится

зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж.

После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке.

Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями.

Игры, основанные на природных объектах, помогают

лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет,

систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Каким хотят видеть своего ребенка родители?

В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к

собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к

творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что

они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите

детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у ребенка меняются возможности и потребности.

Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для

детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими

исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более

многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки,

помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,

играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим

из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте

предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится

знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый

план после 5-ти лет.

А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–

трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей

обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,

простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к

примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с

игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать

вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение

расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо

наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с

учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона

книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по

принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы

располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это

необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в

средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для

этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал

о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,

карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети

каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе

изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование

экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент:

во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять

детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась

грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно

сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи

пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а

бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и

податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному

развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши

изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны

понять устройство мира.

Публикации по теме:

Конструкт НОД в область познавательное развитие «Что может язык» Конспект непосредственно образовательной деятельности в область познавательное развитие "Что может язык" Конструкт составил: Воспитатель:.

Консультация для воспитателей Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Лэпбук «Разноцветная палитра» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Лэпбук «Разноцветная палитра» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Литвинова Ирина Николаевна педагог МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова Лэпбук «Разноцветная палитра» соответствует.

Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Игровая деятельность .Сентябрь, 1 неделя понедельник -д\у «На какой цветок прилетит бабочка»- внимание - с\р «Семья» - мама кормит дочку, раздевает, укладывает.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Игровая деятельность» (подготовительная группа). Образовательная область" Социально-коммуникативное развитие" раздел "Социализация «Игровая деятельность» (подготовительная группа). № Тематическая.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Игровая деятельность» (средняя группа) Образовательная область" Социально-коммуникативное развитие" раздел : «Игровая деятельность» (средняя группа). № Тематическая неделя по.

Перспективное планирование в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП Формирование элементарных математических представлений. Сентябрь 1 Повторение геометрических фигур. Повторить геометрические фигуры; закрепить.

Статья: Ребенок в семье, сообществе (образовательная область: социально-коммуникативное развитие) Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует,.

Видео «Консультация для педагогов «Образовательная область художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию консультацию "Образовательная область художественно-эстетическое.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 21:55
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД