Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания»

Чиркина Татьяна
Опыт работы «Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания»

Доклад по теме:

«Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания»

Среди множества вопросов, связанных с преподаванием истории и обществознания в современной школе, особая роль отводится развитию и стимулированию творческих способностей обучающихся. Приоритетность темы связана с одной из задач образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учеников, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе. В связи с этим возрастает потребность школьников в творческой деятельности, как основы их будущего самоопределения и развития.

Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания“» размещена в разделах

Цель моей педагогической работы – формирование у обучающихся ключевых компетенций на основе использования современных образовательных технологий. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для развития творческого потенциала ребёнка. Личностный подход в преподавании истории, обществознания, стал тем необходимым обязательным инструментом, без использования которого работа учителя не может быть эффективной. Сегодня важной является не только сумма усвоения информации, но и способность человека действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях. А преподаваемые мной предметы, особенно на старшей ступени школы, как никакие другие, призваны обеспечить новые подходы в образовании в связи с его модернизацией. Именно они в наибольшем объеме способны отразить социально-педагогическую суть изменений в российском образовании – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Эффективность учебного процесса обусловлена тем, какие технологии, методы и средства обучения использует учитель. Для эффективного использования времени на уроке использую активные и интерактивные методы обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве, причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Интерактивный метод обучения позволяет вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику, то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”. Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся. Отдельные темы или вопросы изучаются учащимися самостоятельно с использованием различных источников знаний : документов, исторических монографий, Интернет – сайтов, затем со своими исследованиями они выступают перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений. Мною разработаны и апробированы многие виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет и др. Широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников. Мне всегда приятно слышать, что мои ученики, выступая на конференциях, умеют интересно подать материал, свободно вступают в дискуссии. Лучшие исследовательские проекты старшеклассников занимают призовые места в школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных конкурсах.

Конечно же, современный урок истории и обществознания невозможно проводить без использования ИКТ. Информация для учителя и обучающихся на современном этапе осознаётся как важный педагогический ресурс. Отдельным обучающимся уже недостаточно материала учебника. Именно поэтому на уроках использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и компьютерные программы, способствующие эффективности учебных занятий: «Интерактивный курс обществознания 10-11 классы», «Электронная библиотека школьника», 1С Репетитор «История», «Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов», Электронный репетитор-тренажёр «Курс истории», «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов». И, конечно же использую при проведении уроков такие Цифровые образовательные платформы, как российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Онлайн-школа Фоксфорд https://foxford.ru, Учи. ру, Электронный образовательный ресурс «Якласс», МЭО и другие.

Использую компьютер на разных этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом являюсь координатором учебного процесса, а компьютер выполняет для школьника различные функции : педагога, объекта изучения, рабочего инструмента. С помощью компьютера провожу диагностику усвоения и в зависимости от её результатов - коррекцию ЗУН обучающихся.

На этапе творческого применения знаний я использую метод проектов, так как он позволяет создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

Опыт работы по современным образовательным технологиям позволил не только решить возникшие проблемы, но главное - повысить качество обучения по истории и обществознанию.

Стараюсь на уроках создавать ситуацию успеха, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребёнка. Сотрудничество детей на уроке ярче всего проявляется в групповой работе, в ходе которой поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Причём помогающий ученик получает не меньшую помощь, чем слабоуспевающий, поскольку его знания конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. На учебных занятиях создаю условия, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии. С этой целью на уроках используются проектная технология, информационно - коммуникационные технологии, личностно – ориентированное обучение, способствующие эффективности учебного процесса, формированию ключевых компетенций обучающихся. Проекты, Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, личностно-ориентированные планы для каждого ученика активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают их творческий потенциал, делают урок современным.

Также считаю одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности - работа с одаренными детьми. Наша школа является областной стажерской площадкой по работе с одаренными детьми в сельской местности. Ежегодно в ОУ проходит муниципальная научная конференция, в которой принимают участие обучающиеся 1-11 классов. Выявление одаренных детей, их поддержка и развитие является важной задачей проведения таких мероприятий. Для ее решения требуется пересмотр как содержания, так и форм их обучения. Проектная деятельность стимулирует творческий поиск школьников и позволяет мне эффективно работать с одаренными детьми : обучающиеся ОУ занимают призовые места на муниципальном, региональном и межрегиональных уровнях.

Таким образом, развивая творческие способности учащихся, мы стимулируем их интерес к предмету, что положительно отражается на их учебной деятельности.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 21:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД