Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства»

Татьяна Воронова
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства»

Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово в период с марта 2017 года по май 2018 года. В нём приняли участие 43 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет, разного пола.

Выборка исследования была разделена экспериментальную и контрольную группы для получения достоверной информации в процессе апробации, разработанной нами программы дополнительного образования «Мастера и мастерицы».

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах

В период с 01.03.2017 по 01.05.2017 года мы изучили педагогическую теорию и практику по заявленной проблеме исследования.

В период с 01.05.2017 года по 01.06.2017 года мы изучили методики, которые используются на практике для диагностики развития творческих способностей дошкольников, и определили методики для нашего исследования.

В результате были выбраны: методика оценки творческих способностей Н. В. Шандуровой; методика диагностики универсальных творческих способностей В. Синельникова, В. Кудрявцева.

Перед проведением третьего этапа исследования по проблеме исследования были получены согласия от родителей. До родителей была доведена информация о целях и задачах проведения диагностики. Сообщен план проведения работы. Родителям предложено было подписать «СОГЛАСИЕ» на проведение диагностики их детей. Все родители подписали подготовленный документ.

В период с 01.08.2017 года по 01.09.2017 года был проведен констатирующий эксперимент и определен уровень развития творческих способностей у старших дошкольников в контрольной и в экспериментальной группах.

На момент констатирующего эксперимента были получены следующие данные.

СЛАЙД 9

Рисунок 1 – Соотношение уровней творческих способностей по методике Н. В. Шандуровой

Согласно рисунку 1, высокий уровень развития творческих способностей установлен только у 11% старших дошкольников экспериментальной группы и у 13% старших дошкольников контрольной группы.

По методике В. Кудрявцева, В. Синельникова соотношение уровней развития творческих способностей отражено на рисунках 2-5.

Рисунок 2 – Соотношение уровней выполнения методики «Солнце в комнате» у детей дошкольного возраста

СЛАЙД 10

В соответствии с рисунком 2, в экспериментальной группе у старших дошкольников низкий уровень преобладает – 53%, и в контрольной группе у 50% испытуемых низкий уровень развития творческих способностей. Таким образом, способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия у большинства старших дошкольников не сформирована.

Рисунок 3 – Соотношение уровней выполнения методики «Складная картинка» у детей дошкольного возраста

СЛАЙД 11

Согласно рисунку 3, в экспериментальной группе преобладают испытуемые с низким уровнем умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения – 58%, в контрольной группе такие испытуемые составили 63%.

Рисунок 4 – Соотношение уровней выполнения методики «Как спасти зайку» у детей дошкольного возраста

СЛАЙД 12

В соответствии с рисунком 4, в экспериментальной группе средний уровень развития способности решать задачу путем преобразования свойств предмета у 42% старших дошкольников, а еще у 42% эта способность сформирована на низком уровне. В контрольной группе низкий уровень более выражен – 50% испытуемых. Таким образом, большинство либо не преобразуют свойства предмета или используют простейший символизм.

Рисунок 5 – Соотношение уровней выполнение методики «Дощечка» у детей дошкольного возраста

СЛАЙД 13

Способность к экспериментированию с преобразующимися объектами сформирована на среднем уровне в экспериментальной группе и среднем и низком уровнях в контрольной группе. В экспериментальной группе 68% старших дошкольников и в контрольной группе 71% старших дошкольников давали в равной степени, повторяющиеся и неповторяющиеся ответы.

Подводя итоги по результатам исследования, мы пришли к следующему заключению. Для старших дошкольников свойственен средний или низкий уровень развития творческих способностей. Показатели развития творческих способностей старших дошкольников отличаются однородностью. Исключение составляет только развитие умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения, где испытуемые с высоким уровнем представлены в большем количестве.

Результаты констатирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы показали, что в каждой группе и в контрольной и в экспериментальной подобрались дети с равными стартовыми возможностями.

В период с 01.07.2017 года до 01.09.2017 года мы разработали дополнительную образовательную программу «Мастера и мастерицы», направленную на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (см. приложение А ВКР на стр 71)

В период с 01.09.2017 года до 31.05.2018 года мы провели работу по внедрению, разработанной программы.

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный эксперимент. Был определен уровень развития творческих способностей старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

Заключительными этапами нашего исследования стало проведение контрольного эксперимента и анализ данных исследования в динамике.

СЛАЙД 14

В экспериментальной группе по данным методики Н. В. Шандуровой отмечается увеличение количества испытуемых со среднем уровнем.

СЛАЙД 15

Возросла способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия у испытуемых экспериментальной группы.

СЛАЙД 16

Возросло количество испытуемых со средним уровнем в отношении умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

СЛАЙД 17

Возросло количество испытуемых с высоким и средним уровнем в отношении способности решать задачу путем преобразования свойств предмета.

СЛАЙД 18

Значительно возросла способность к экспериментированию с преобразующими объектами значительно возросла.

Таким образом, использование декоративно-прикладного искусства со старшими дошкольниками позволило повысить у них уровень творческих способностей, в частности, возросла оригинальность, разработанность, качество исполнения художественных образов, способность к экспериментированию с преобразующими объектами, способность решать задачу путем преобразования свойств предмета.

На основе результатов проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. А разработанная нами программа дополнительного образования «Мастера и мастерицы» является результативной и может быть использована в образовательном процессе других дошкольных образовательных организации.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.

СЛАЙД 19

Доклад окончен, спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности» «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности». «Театр – это волшебный край, в котором.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» Искусство театра - самое передовое, жизнерадостное, светлое, человеческое. Велико мастерство всех создателей и участников театральных спектаклей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей под влиянием декоративно-прикладного искусства» Одной из основ развития творческих способностей у детей является декоративно прикладное искусство. это народное творчество. Оно благотворно.

«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 годаОпыт работы на тему:.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями» Опыт работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 комбинированного вида» городского.

План самообразования «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства»План самообразования «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства» Цель. Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству. Задачи. - Изучить научную,.

«Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)» В первые дни работы в детском саду мы заметили, что дети нашей старшей группы довольно активны и способные, многие проявляют интерес к рисованию.

Самообразование «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно – прикладного искусства». Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 20:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД