МААМ-картинки

Совершенствование предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и активности детей в разных видах деятельности

Здорикова Ирина Михайловна
Совершенствование предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и активности детей в разных видах деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий посёлок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Доклад по теме:

«Совершенствование предметно-развивающей среды, способствующей развитию самостоятельности, активности и реализации интересов в разных видах деятельности».

составила:

воспитатель

Герасимова

Ирина

Публикация «Совершенствование предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и активности детей в разных видах деятельности» размещена в разделах

Михайловна

2016г.

Ванино

«Совершенствование предметно-развивающей среды, способствующей развитию самостоятельности, активности и реализации интересов в разных видах деятельности».

Среда, окружающая ребенка в детском саду,

Может стать средством развития его личности

Лишь в том случае, если педагог способен

организовать такую среду»

Э. Костина.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда.

При проектировании предметно – пространственной среды, способствующей формированию ЗОЖ детейдошкольников учитываю следующие факторы:

индивидуальные социально- психологические особенности детей;

особенности их эмоционально- личностного развития;

индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

особенности физического развития и здоровья детей.

Предметно развивающая среда в моей группе соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, сопутствует всестороннему развитию

Отвечает санитарно - гигиеническим, анатомо- физиологическим, психологическим и эстетическим требованиям и нормам.

Предметно-развивающая среда должна быть :

1. безопасным;

2. максимально эффективным; 

3. удобным к применению; 

4. компактным; 

5. универсальным; 

6. технологичным и простым в изготовлении; 

7. эстетическим

Уделяю особое внимание развитию двигательной сферы детей, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.

Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении.

Одной из приоритетных задач, я ставлю перед собой - это формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей.

А также, важным направлением в этой сфере полагаю, является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Я стараюсь избегать проявления столь отрицательных чувств и в этом мне помогает окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Создать такую среду, которая должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, над чем в своей группе я постоянно работаю и при этом пытаюсь удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников. Это у меня получается за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками родителей из бросового материала: разного размера коврики, нашитыми пуговицами для хождения и бега босиком, палки для упражнений, мешочки с песком и др.

На эффективность проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию педагога с детьми (Далее НОД) влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы педагоги осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Влияние физкультурного оборудования на всестороннее развитие детей.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на НОД по физическому воспитанию способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Двигательная активность по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, езда на велосипеде,, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью детей.

Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.) способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

Поэтому на занятиях использую комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

Так же стремлюсь привлекать родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования: массажные коврики с пуговицами разного размера, мешочки с песком, резиновые круги, цветные ленточки и другое.

Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придаёт необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.

Нестандартное оборудование является многофункциональным, удовлетворяет принципу гибкого золирования, позволяет учитывать половые и возрастные особенности детей.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения. Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной  среды, я учитываю индивидуальные и возрастные особенности развития, создаю ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей. Всё это говорит о том, что я стараюсь сделать развивающую среду вариативной.

Проведение физкультурных упражнений с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Во время использования физкультурного оборудования, стараюсь создать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений : ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

Использование мною физкультурных пособий, которые оказывают влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала, знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

Дети, проявляя свою двигательную активность во время НОД по физической культуре, действуют в каком-то определенном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. В любом условии ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе, и в то же время, он познает все это в процессе двигательной активности на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи. В разных условиях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки.

Посредством активных движений, выполняемых детьми с разными пособиями, происходит разностороннее познание пространственно-временных отношений предметного окружения. Физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др. Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке, что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

В своей группе я подбираю материалы и оборудование для двигательной активности, которые включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений». Считаю, что в детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах НОД по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяю из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования соизмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования уделяю особое внимание обеспечению безопасности детей при его использовании. Каждое моё пособие устойчивое и прочное. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистое и прочное.

Предлагаю разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования, которое должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Также комплектую оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. В комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы : крупногабаритные (гимнастические скамейки, и др., переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).

С помощью оборудования и пособий о обеспечиваю правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Большинство физкультурных пособий использую с детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Например, «Прокати мяч под воротца»(развитие ловкости, глазомера, меткости, «Гантели»развитие мышц плечевого пояса и рук,«Мешочки с песком» (закрепление навыков бросания в горизонтальную и вертикальную цель, «Султанчики» Как легко, просто и красиво сделать своими руками султанчики для танцев, хореографических композиций, утренней гимнастики и подвижных игр (способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности, «Массажёры» (укрепление мышцы спины, груди и ног) «Кольцебросс»(развивает мелкую моторику, глазомер, координацию движений).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов НОД по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

При подборе физкультурного оборудования для меня существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в моём подборе оно соответствует возрастным группами. Для рациональной организации двигательной активности детей обращаю внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

Таким образом, можно заключить, что применение выше сказанного спортивно-игрового оборудования мне позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делает их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными. Дети всех дошкольных возрастов выполняют упражнения с разнообразными физкультурными пособиями с большим интересом и удовольствием и достигают хороших результатов.

Публикации по теме:

Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы Содержание Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством разных материаловСоздание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством разных материалов Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды. Проблема недостаточности.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация развития математических представлений у детей 4–6 лет в разных видах деятельности Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Организация развития математических представлений у детей 4-6 лет в разных.

Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение.

Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная.

Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников» Участники проекта: - Воспитатели групп (средняя, старшая,подготовительная) - Дети - Специалисты - Родители Актуальность. В федеральном.

Пути развития речевого общения детей 4-го года жизни в разных видах деятельности Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию. Развитие связной речи занимает одно.

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности Дойкова Прасковья Афанасьевна Ерошенко Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ №11 г. КанскСоздание условий для поддержки инициативы и самостоятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и активности детей в разных видах деятельности
Опубликовано: 8 марта 2018 в 15:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД