Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников»

Елена Гутарова
Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников»

Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп.

Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, научно-методической разработки «Здоровячок» под редакцией Е. М. Бохорского, Л. С. Кротовой, ряда педагогических технологий и парциальных программ.

Одним из основных направлений ДОУ является экологическое воспитание дошкольников. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В нашем детском саду созданы все необходимые условия для развития экологических представлений у дошкольников. В каждой группе организованы зоны науки, которые включают в себя уголок природы и исследовательско-экспериментальную деятельность. Каждый уголок природы отличается оригинальностью, неповторимостью, содержанием.

В настоящее время я работаю в группах старшего дошкольного возраста и являюсь ответственной за организацию и содержание уголка природы. Свою работу с детьми по использованию уголка природы осуществляю как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. Продуманная организация обучения, специальные наблюдения за растениями и животными, развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Я считаю, главная особенность уголка природы – эта непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет мне организовывать различную деятельность детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Считаю, что у детей с раннего возраста можно сформировать понимание того, что обитатели уголка природы живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться.

В группе, где я работаю, много комнатных растений: прежде всего те, которые требует программа, но и другие растения, которые служат для украшения интерьера и не приносят вреда детям. Мне всегда хотелось показать дошкольникам, как велик мир растений, как уютно в помещении, где много зелени и цветов. Научить детей бережно обращаться с ними, ухаживать за ними. Знакомство с комнатными растениями провожу непосредственно в уголке природы как в специально организованной ситуации, так и в режимные моменты. Дети помогают поливать, рыхлить землю, рассматриваем строение и характерные особенности растений. Для этого использую символические знаки, закрепленные в цветочных горшках, оформила книжки-малышки о каждом растении. С такими карточками и книжками-малышками организовываю и провожу дидактические игры: «Что мы знаем о комнатном растении?», «О каких растениях рассказывают эти знаки?». Предлагаю детям рассмотреть растение и сообщить, что в нем изменилось, сделать зарисовки по его развитию. В моей группе у каждой пары детей есть свой индивидуальный цветок, за которым они ведут наблюдение, а потом могут рассказать о его изменениях и характерных особенностях. Этому способствует интересная словесная игра «Если бы я был…». Такую игру можно проводить по всем разделам экологического воспитания. В ней учу детей понимать причинно-следственную связь в природе.

При ознакомлении с животным миром, рекомендую особое внимание уделить отбору программного содержания, которое обеспечивает расширение и углубление знаний, воспитывает у дошкольников устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Знания о животных даю детям разными путями: через непосредственное наблюдение, иллюстрации, книги, результаты из опыта, кинофильмы.

Правильно организованное наблюдение учит детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе этого рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения.

Чтобы вызвать у детей мотивацию для наблюдения за объектом, занятия начинаю с загадок, чтения стихотворений или проблемной ситуации, а заканчиваю показом картинок с изображением животного с детенышами, его жилищем и местом обитания или просмотром отрывка из документального фильма об этом животном. Такое планирование работы позволяет мне закончить занятие и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном. На фоне полученных впечатлений предлагаю детям построить клетки-вольеры для животных, слепить или вырезать продукты питания. Данные навыки отрабатываю в ходе сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Цирк», дидактических игр «Сделай фигуру», «Угадай животное».

Находясь в постоянном контакте с детьми, я пришла к выводу, что лучше понимать мир природы, заботиться о нем детям помогают игры на экологические темы. Дети активно играют и получают удовольствие в том случае, если игры основаны на уже знакомых сведениях. Игры «Отгадалки» можно проводить с детьми в любом возрасте. Дети изображают жителей уголка природы, а ведущий отгадывает кто это. При этом можно задавать вопросы: «Что ты ешь?», «Ты летаешь или ходишь?» и т. д. Дети узнают виды животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, террариумах, клетках-вольерах. Интересные игры на логическое мышление «Найди сходство и различие». Для детей подготовительной группы предлагаю такие словесные игры «Растение моей мечты», «Животное моей мечты». Организовываю для детей викторины, КВН с использованием жителей уголка природы.

Вместе с детьми и родителями ежегодно пополняем центр науки аквариумными рыбками, птицами, животными, дидактическими играми и методическими материалами.

Прикреплённые файлы:

yevd_amq8e.ppt | 11557 Кб | Скачан: 71
 
Публикации по теме:

Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников Параняк Лилия Степановна Чтение произведений детской литературы, как способ экологического образования дошкольников Ключевые слова: экологическое.

Физкультурные занятия как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в.

Игра-путешествие «В мире живой природы» Игра-путешествие "В мире живой природы" Задачи: формировать экологические знания о лесе; закрепить знания о грибах: съедобные и несъедобные.

Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Ю. Е. ЗЕМСКОВА Дошкольное детство- яркий, неповторимый.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологического образования дошкольников всех возрастных групп» .

Уголок живой природы в старшей группеУголок живой природы в старшей группе Отношение ребенка к окружающей природе формируется с раннего детства. Это способствует общему развитию, формирует ответственность. Не все.

Викторина «Рекорды живой природы» Название викторины «Рекорды живой природы» Викторина для обучающихся 4-6 классов образовательных учреждений. Автор-составитель: Дербина.

Фотоотчет экскурсии в живой уголокФотоотчет экскурсии в живой уголок 27 октября воспитанники старшей группы МАДОУ ДС№66 «Забавушка» совершили экскурсию в Центр Детского Творчества, посетили уголок живой.

Живой уголок. Наши любимые зверюшкиЖивой уголок. Наши любимые зверюшки Хочу вам похвастаться. В нашем учреждении открылась экологическая комната, где мы с детьми наблюдаем за живой и неживой комнатой, проводим.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Птицы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников»
Опубликовано: 13 марта 2016 в 14:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Фотоотчет «Куклы-профессии в вязаных костюмах»
Одной из годовых задач нашего учреждения дошкольного образования в прошлом году была: активизировать работу педагогического коллектива по воспитанию у...
Фотозарисовка «Осеннее вдохновение, или рисование на кленовых листьях с детьми...
Чёрный чай с красноватым отливом, рубиновые капельки глинтвейна, ароматные апельсиновые корочки, тёплые свитера, тихие вечера, после прогулок по золоту...
Экономические загадки для дошкольников
Экономические загадки для дошкольников Из кармана в карман скачет. ( монета) Одно брюхо, четыре уха. ( кошелек) У одних нас много, а у других...