Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии»

Галина Васильевна
Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии»

Галина Заева.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии».

В моем сердце уголок найдется,

Для тебя, любимый край родной,

Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,

Ты в душе всегда, всегда со мной!

С таких замечательных слов мне хочется начать свои доклад. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чувство родины…Оно начинается у ребенка к отношению семьи, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родной город…Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Город- частица Родины.

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно- поэтического творчества, плясок, декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, смешенными традициями и религиозными праздниками.

Приобщая ребенка к культуре своего народа не вызывает сомнения, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. В настоящее время данная проблема очень актуальна. Именно знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Знакомя детей с народным творчеством, его видами является важной частью приобщения к духовной культуре своего народа.

Перед собой и детьми я поставила следующие цели в приобщении детей к русской и мордовской национальной культуре. Приоритетами в работе можно выделить следующее: создания атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, знакомство с традиционными праздниками, знакомство с народным искусством, знакомство с русскими и мордовскими играми.

В последние годы выросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом и следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющее в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В нашем саду традиционно принято соблюдать народные праздники, которые способствуют решению разнообразных воспитательных задач своей красочностью, массовостью и наглядностью. Праздник возбуждает у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлении, стимулируют самовоспитание. В своей работе я параллельно знакомлю детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народа. В Мордовии отмечают Такие массовые праздники как Рождество, Масленицу, Троицу. С давних времен русские и мордва играли на волынке, флейте, кларнете, трещотки и ксилофон. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамбль, исполняющие произведения на национальном языке.

С помощью былин, сказок, песен, частушек, прибауток, потешек, приговорок, загадок, дети приобщаются к высокой моральной культуре своего народа. Народная культура- предмет, который человек должен постигаться на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Важно создать атмосферу национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое внимание на формирование душевных качеств ребенка, развивают доброжелательность, воспитывают чувство прекрасного. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных ценностей, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитывать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Ценность народных традиции огромна, а их утрата невосполнима каким бы то ни было материальными благами. Отстоять и приумножить ценность национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающихся ценностей мировой цивилизации. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому- все это я стараюсь воплотить в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

В заключении своего доклада в теоретическом исследовании приобщения детей к истокам национальной культуры, мною были определены последующие стадии развития ребенка:

- приобщить дошкольников к истокам национальной культуры мордовского края;

- разработать направления в работе с детьми, раскрывающие окружение ребенка предметами национального характера, используя фольклора во всех его направлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, развлечения и т. д, народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечением их национальным изобразительным искусством;

- использование разнообразной организованной деятельностью детей на занятиях, в игре, в свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество, художественную литературу, игру, народную игрушку и национальную куклу, декоративно- прикладное искусство, живопись, музыку, этические мини-музея;

В своей работе использую произведения декоративно-прикладного искусства. Разнообразные игровые ситуации, рассказа воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить культуру и традиции мордовского края.

И хочется закончить свои доклад словами В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Литература

1. Аникин, В. П. Русское народное творчество/. В. П., Аникин-М: Высш. шк. ,2004.-795с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013г.

3. Программа «Региональный модуль2 Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельностьПриобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельность Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное.

Приобщение детей к традициям и культуре русского народа средствами музейной педагогики Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица Актуальность Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.

Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья. Иркутск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Педагогическая гостиная. «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Участники: родители детей старшей группы №5. Длительность:.

Рождественские святки. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям празднования РождестваРождественские святки. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям празднования Рождества Праздник Новый год, которого мы так долго ждали дети и взрослые закончился, но настала череда других праздников – народных. Как говорили.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 20:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Автобус»
онспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Автобус» Цель : создать условие для закрепления умения детей создавать образ предмета Задачи:...
Фотоотчет о творческой выставке «Я и космос» к Всемирному Дню авиации и космонавтики
Фотоотчет о творческой выставке «Я и космос» к Всемирному дню авиации и космонавтики. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную...
Что такое ЗАР и ЗБР?
Есть такие два важных понятия в развитии ребенка как: Зона актуального развития ( ЗАР) и Зона ближайшего развития ( ЗБР) -эти два понятия ввел в...