Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ»

Ольга Коломиец
Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ»

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени образования. То есть, помимо традиционных задач при подготовке ребенка к жизни, детский сад, в настоящее время, учреждение, где реализуются различные программы развития.

В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Поэтому в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования системы образования выдвигается ориентация на овладение педагогами различных технологий творческого проектирования объектов образовательной деятельности. Одним из этапов в наработке профессиональной компетентности и повышения своего профессионального мастерства, должна стать проектная деятельность в детском саду.

Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Следует заметить, проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Д/с № 4 «Солнышко», работая по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», также,использует и реализовывает метод проектирования в области познавательного развития, а также и в других образовательных областях.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Проблема развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста весьма актуальна.

Познавательное развитие дошкольников состоит из следующих пунктов:

развитие мышления, памяти и внимания; различные виды деятельности; вопросы детей; занятия по развитию логики; развивающие игры;

развитие любознательности;

развитие познавательной мотивации;

развитие воображения и творческой активности;

формирование специальных способов ориентации; экспериментирование с природным материалом; использование схем, символов, знаков.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ должно реализовывать следующие задачи:

1. Обогащать сознание детей информацией о мире, способствующей формированию кругозора.

2. Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.

3. Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное (хочу сохранить, созидательное (хочу создать и приумножить) и познавательное (хочу знать) отношения.

4. Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности

Для формирования и развития познавательных интересов дошкольников необходимы педагогические условия:

создание обогащённой предметно- пространственной среды для начала развития интереса;

создание проблемно-поисковых ситуаций;

стимулирование проявления положительно - эмоционального отношения.

Проектирование образовательного процесса по формированию познавательного развития дошкольников в ДОУ основывается из перечисленных этапов:

Развитие познавательного интереса к различным областям знания;

Развитие исследовательских умений и навыков у детей;

Развитие коммуникативных качеств;

Развитие эмоционально-волевой сферы и творческих способностей у детей;

Формирование целостного видения картины окружающего мира;

Развитие художественных умений и навыков в продуктивных видах деятельности

Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении последних двух лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проектирования образовательного процесса по разным областям знания, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет также определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Мы считаем, при развитии познавательных представлений у детей в форме проектного метода, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках образовательного процесса ДОУ на примере второй младшей группы Содержание проекта раскроем через следующие пункты: 1. Актуальность. Цель и задачи проекта. Сроки реализации 2. Участники проекта. Этапы.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». Познакомить педагогов.

Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ «Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ» Основой данного принципа является тематическое планирование.

Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых. Фролова Галина Александровна старший.

Проектирование образовательного процесса: предметно-пространственная среда для подготовительной группы в соответствии с ФГОС Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие.

Родительское собрание «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Общее родительское собрание в Устьянском детском саду проводилось с целью ознакомления родителей с воспитательно-образовательным процессом.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ»
Опубликовано: 26 августа 2018 в 16:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление зимнего участка по сказке «Курочка ряба».
Выполнены фигуры из снега в виде персонажей из сказки "Курочка Ряба". Мышка-для перешагивания, Курочка Ряба -для метания, Баба с дедом- для подлезания, Кот...
Лучшее оформление участка
Наша дошкольная разновозрастная группа "Капелька" функционирует на базе МБОУ "Первомайская СОШ" с 2012 года. Участок нам достался чистенький в прямом смысле...
Конспект ОД по ФЭМП «Путешествие в город Экономград»
Конспект организации образовательной деятельности по развитию экономических представлений в подготовительной группе Путешествие в город Экономград Цель:...
Знакомство детей второй младшей группы с песком.
Цель: познакомить детей с песком Песок-прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитии моторики рук детей...
Фотоотчет «Стойкому оловянному солдатику» Г.-Х. Андерсена — 180 лет»
Уважаемые коллеги! В этом году исполнилось 180 лет замечательной, трогательной сказке датского сказочника Ганса-Христиана Андерсена. Я сама люблю эту...