Папки-передвижки

Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория»

Раиса Стефановна Шаповал
Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория»

Доклад :

»Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория.

Воспитатель ГБУ РК «Санатория для детей и детей с родителями «Чайка им. Гелиловичей» : Шаповал Раиса Стефановна.

Психология – наука, изучающая психику и сознание человека. Память, мышление, интеллект, темперамент, восприятие и эмоции тесно связаны с поведением человека. Понимание этих связей меняет мироощущение, жизненные цели, отношение к окружающим и событиям в жизни, открывает путь к позитивным переменам в себе и учит управлять происходящим.

Публикация «Доклад: „Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория“» размещена в разделах

Основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психического тонуса больных детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является подлинно лечебным фактором, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.

Таким образом, педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Задача врача и педагога едина — создать ребенку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.

Коллектив педагогов санатория должен создать детям, даже на фоне самого строгого санаторного режима, содержательную и интересную жизнь, обогатить детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д., вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, встречи со знатными людьми и пр. Осуществление стоящих перед педагогическим коллективом санатория ответственных задач может быть достигнуто лишь при условии, что нагрузка на каждого педагога не чрезмерна и педагог по своей квалификации отвечает предъявляемым ему требованиям.

Педагог должен обеспечить выполнение каждым ребенком назначенного ему режима. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным с учетом его характера, интересов и тех особенностей в поведении и настроении, которые зависят от заболевания. А для этого педагог должен уметь установить контакт с детьми своей группы, изучить их характер, ознакомиться с их душевной жизнью, стать их другом и советчиком. Тогда он сможет помочь ребенку перенести подчас трудный (особенно третий) режим, боль и неприятные медицинские процедуры, необходимые по ходу лечения. Чем тяжелее заболевания детей, находящихся в отделении, тем более необходима с ними серьезная вдумчивая работа опытного педагога. Педагогическая работа в условиях санатория настолько тесно переплетается с медицинской, что не всегда возможно четко их разграничить. Она строится в самой тесной связи с лечащими врачами и под их повседневным пристальным контролем.

Каждое мероприятие — уроки, кружковые занятия, подготовка к праздникам и вечерам самодеятельности, показ кинокартин и т. п. — строго регламентируется врачом, как в отношении детей всего отделения, так и в отношении каждого ребенка в отдельности, в зависимости от состояния его здоровья. Правильно организовать свою работу и отношение к детям педагог может только в том случае, если он имеет ясное представление о тех заболеваниях, с которыми дети находятся в данном санатории, о тех лечебных мероприятиях, которые должны быть применены для их выздоровления.

Педагог должен быть знаком с анатомо-физиологическими особенностями здоровых детей того возраста, с которыми он работает, и теми отклонениями, которые имеют место при данном заболевании; иметь сведения из области психологии и психиатрии, которые дадут ему возможность широко проводить в повседневной работе психотерапию. Он должен уметь наблюдать и анализировать поведение и настроение больного ребенка, а также его жалобы. Эти наблюдения оказывают существенную помощь лечащему врачу, давая ему возможность судить об изменении реактивности ребенка и соответственно с этим координировать лечебные мероприятия.

Педагогическая работа в санаториях различного медицинского профиля имеет свои особенности. Поэтому в санатории она должна строиться не только на основе общих принципов гигиены детского возраста, но и с учетом течения в лечения данного заболевания. Возьмем, например, детей с ДЦП. Основная задача педагога в санатории состоит в том, чтобы заставить ребенка-калеку изжить ощущение своей неполноценности и поверить в то, что он сможет стать полезным родине.

Только уничтожив у него чувство неполноценности, можно уничтожить и те тяжелые особенности характера, которые часто наблюдаются у этих детей: замкнутость, обидчивость, мнительность, раздражительность. Работая в санатории, педагог должен принимать совместно с медицинским персоналом участие в развитии у ребенка различных двигательных умений, в обучении его ходьбе.

Крайне своеобразна и трудна организация педагогической работы для детей-психоневротиков, где проводится ряд специальных мероприятий, направленных на восстановление нормальной психической деятельности ребенка. Здесь педагогический процесс становится в полном смысле лечебным процессом и роль педагога равноценна роли врача.

Работая в санатории педагог должен понимать, что все особенности поведения и характера являются следствием перенесенного заболевания и от них ребенок может избавиться лишь постепенно, по мере общего восстановления своего здоровья. Правильный педагогический подход в значительной мере может содействовать достижению этой цели. В санатории большие трудности представляет и проведение режима, который должен быть максимально индивидуализированным и динамичным, обеспечивать постепенный переход от крайне щадящего режима до тренирующего.

В санатории для детей, страдающих ревматизмом, педагогу необходимо учитывать состояние сердечно-сосудистой системы, степень поражения сердца, активность ревматического процесса. Все сказанное делает понятным, насколько сложна работа педагога с больным ребенком и как хорошо педагог должен быть подготовлен к ней.

Надо сказать, что большое значение имеют и личные качества педагога — его умение завоевать авторитет и доверие больных детей, умение сплотить детский коллектив и поддерживать в нем дисциплину, быть очень мягким и ласковым и одновременно настойчивым и требовательным; его способность вселить в больного ребенка бодрость, веру в выздоровление и заставить его сознательно выполнять все, что может способствовать быстрейшему выздоровлению. Чем опытнее и талантливее педагог, тем больше методов и форм он найдет для осуществления стоящей перед ним трудной задачи воспитания больного ребенка. Поэтому на работу в санатории следует привлекать наиболее квалифицированных педагогов.

Содержание педагогической работы в условиях санатория определяется теми задачами, которые ставятся перед педагогическим коллективом. Методы осуществления этих задач видоизменяются в зависимости от возраста детей и характера их заболевания, но основное содержание их общее во всех детских санаториях. Эти задачи следующие:

1. Повышение психического и эмоционального тонуса больных детей.

2. Содействие физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время.

3. Воспитание у детей моральных качеств, патриотизма.

4. Умственное развитие детей, соответствующее их возрасту.

5. Обучение детей школьного возраста.

6. Трудовое воспитание детей.

7. Музыкальное и художественное воспитание.

8. Привитие детям культурных и гигиенических навыков.

В соответствии с указанными задачами педагогическая работа слагается из следующих мероприятий: воспитательной работы с детьми, занятий с детьми дошкольного возраста применительно к программам, утвержденным для детских садов; обучения детей школьного возраста применительно к программе массовой школы; проведения внешкольной работы по типу кружковых занятий.

Труд — один из основных элементов воспитания детей. Основным видом труда ребенка школьного возраста является учение. Однако оно должно дополняться и другими видами трудовой деятельности: работами на участке санатория, цветоводство,, зимой расчистка дорожек от снега, осенью — от опавших листьев, занятиями по ручному труду, в техническом кружке. Одним из видов трудового воспитания детей является привитие им трудовых навыков, необходимых в семье и школе.

Трудовые процессы, как и все другие педагогические мероприятия, проводятся в строгом соответствии с возрастными особенностями детей, с их физическими силами и умственным развитием, с их запросами и интересами. Характер и дозировка занятий по труду определяются лечащим врачом. Занятия по ручному труду проводятся обычно 2 раза в неделю, а в каникулярные месяцы чаще. Длится занятие 1,5—2 часа. По возможности (в зависимости от сезона и погоды) они проводятся на воздухе.

У школьников I и II классов еще нет устойчивых интересов, они не любят длительно заниматься одним и тем же делом, при однообразной работе их внимание и прилежание быстро ослабевают. Поэтому им нужно давать такие задания, которые могут быть закончены во время одного занятия, чтобы ребенок сразу видел результат своего труда. Дети этого возраста с удовольствием рисуют, лепят, клеят, вырезают из бумаги, плетут шнурки, пришивают пуговицы, сшивают лоскутки. Необходимо на занятиях по ручному труду использовать склонность детей работать играя и играть работая, поэтому их трудовые занятия можно облекать в форму игры, например в «мастерскую деда мороза», в «фабрику игрушек» и т. п. Со школьниками III—V классов занятия по труду следует вести по программе кружка «умелые руки». Целью этих занятий является обучение детей приемам работы с доступными материалами (бумагой, картоном, глиной, ватой, тканью, папье-маше) и пользованию простыми ручными инструментами. Изготовлять следует такие предметы, которые можно закончить в 2—3 занятия.

Начиная с VI класса занятия по труду должны отвечать интересам детей и строиться на основе теоретических знаний. Старшие школьники охотно конструируют радиоприемники, занимаются различным моделированием, делают макеты и т. д. Уроки по труду необходимо организовать так, чтобы они были детям интересны, чтобы дети занимались с удовольствием. Опыт показывает, что дети охотно работают, если им ясна цель работы. Поэтому каждый ребенок должен хорошо осмыслить то задание, которое он собирается выполнить: зачем изготовляется данная вещь, как она будет использована (салфетка на тумбочку, цветы для карнавала и т. п.).

Каким бы видом труда ни занимался ребенок, каждая работа всегда должна быть доведена до конца. Если ребенок не может справиться с начатой работой, надо обеспечить ему помощь со стороны товарищей или педагога, но работа должна быть закончена. Лучшие детские работы должны сохраняться и экспонироваться на выставках. Выставки устраивают постоянные, отражающие постановку занятий ручным трудом, а выставки отчетно-годовые или тематические приурочивают к знаменательным датам.

Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста

В основном задачи педагогической работы с детьми дошкольного возраста, находящимися в санаториях, те же, что и с детьми детского сада. Дети воспитываются в духе патриотической морали, им прививают культурные и гигиенические навыки, развивают самостоятельность в самообслуживании, обучают правильной речи с внятным произношением слов, воспитывают умение играть и заниматься в коллективе; знакомят с доступными их пониманию предметами и явлениями.

Но в осуществлении этих задач имеется ряд методических особенностей, связанных с состоянием здоровья детей и отличающих методы работы с ними от работы со здоровыми детьми детских садов. Если точное выполнение режима дня является обязательным в каждом санатории, для дошкольников педантичному выполнению режима уделяется исключительно большое внимание.

Игру детей надо использовать для того, чтобы воспитывать у них дружеские взаимоотношения, чтобы они охотно делились игрушками. Многие дети, росшие дома без сверстников, привыкли играть в одиночку. Педагог постепенно должен вовлекать их в общие игры. Игры проводятся творческие, подвижные и дидактические.

Обучение

Если не дать возможность больному школьнику продолжать обучение в санатории, то это ведет, как правило, к весьма отрицательным последствиям. Либо он остается на второй год, либо, выписавшись из санатория, стремится догнать пропущенное, перенапрягает свои силы, в результате чего наступает ухудшение его здоровья. Кроме того, отсутствие школьных занятий является для больного ребенка большой психической травмой : его волнует мысль о том, что он останется на второй год, он чувствует себя как бы оторванным от общей жизни здоровых сверстников.

Продолжительность уроков короче, чем в массовой школе, так как приходится учитывать повышенную утомляемость больного ребенка. Урок длится 40 минут, а по медицинским показаниям он может быть сокращен до 35 минут. Большое значение имеет предоставление детям отдыха между уроками. Но так как количество учащихся в каждом классе меньше, чем в массовой школе, то и в сокращенное учебное время можно успеть пройти программный материал.

Если гигиенический режим имеет большое значение в массовой школе, то в санатории его значение еще больше. Дети должны заниматься в просторных, хорошо проветренных комнатах. После второго урока дети часа на полтора выходят на воздух, прогуливаются, играют.

Классы должны быть хорошо освещены. В пасмурные осенне-зимние дни к естественному освещению классов следует прибавлять и искусственное освещение. Очень важно, чтобы классные доски были матово-черного цвета; отсвечивающие доски крайне утомляют зрение детей.

Температура воздуха должна быть около 18—19°. Парта должна соответствовать росту ребенка, тогда ему удобно сидеть, держа прямо туловище, плечи и голову. Если это условие не соблюдено, то ребенок сидит неправильно, мышцы спины и рук напряжены, он быстрее устает. Длительная неправильная посадка может привести к функциональным, а затем и органическим поражениям скелета — сколиозу, деформации грудной клетки и др. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 30—40 см;

В санаториях зрение детей не проверяется, но педагоги путем опроса детей должны выявить близоруких и дальнозорких и рассадить их так, чтобы всем было хорошо видна классная доска или карта.

В основном весь учебный материал должен прорабатываться на уроке. Цель домашних заданий — закрепить усвоенный на уроке материал и развить у детей навыки к самостоятельной работе. Домашние задания должны быть хорошо продуманы, чтобы дети не были ими перегружены. Дети готовят уроки под наблюдением воспитателя.

Классы начальной школы обычно полностью укомплектовываются учащимися одного класса. В крайних случаях, хотя это весьма нежелательно, приходится прибегать к занятиям со сдвоенными классами. В этих случаях I класс объединяется с III, a II с IV классом. Опыт многих детских санаториев показывает, что, несмотря на эти особые условия, с детьми I—IV класса удается проходить учебную программу полностью, со старшими — по основным предметам (русский язык, математика, иностранный язык, так что, придя после выписки из санатория в школу, дети не только не отстают от остальных учеников своего класса, но и имеют хорошую успеваемость.

Организация обучения школьников старших классов значительно сложнее, потому что очень часто учащихся одного и того же класса не хватает для полного укомплектования. Кроме того, выделяемого по санаторному режиму времени для уроков недостаточно для прохождения всех предметов. Поэтому в занятиях со старшеклассниками большое место занимает самостоятельная проработка ими материалов учебников и подсобной литературы. Основной упор делается на прохождение курса математики, русского языка и литературы. Время от времени проводятся контрольные работы. Педагоги, ведущие занятия со старшеклассниками, должны особенно тщательно подготавливать свои уроки с тем, чтобы во время урока охватить индивидуально каждого ученика или несколько небольших групп.

Большую помощь в достижении хороших результатов обучения в условиях сокращенного времени занятий оказывает наглядность обучения. Поэтому необходимо обеспечивать уроки всеми соответствующими наглядными пособиями.

Юннатские занятия

Юннатская работа имеет большое значение в условиях санатория. Работа в юннатском кружке приближает ребенка к природе, развивает у него любовь и интерес к природе, а близость к природе хорошо влияет на нервную систему ребенка, успокаивает его. В процессе работы в юннатском кружке у детей воспитывается наблюдательность, аккуратность, настойчивость, любовь к труду, развивается интерес к агротехнике и животноводству. Лучше всего это достигается, если дети сами выращивают растения, ухаживают за животными.

Для проведения юннатской работы на территории санатория для детских огородов и цветников выделяются специальные участки, устраиваются вольеры и клетки для птиц и различных животных. В помещениях могут устраиваться «живые уголки» с аквариумом и цветами.

Можно проводить с детьми утренники на темы : «День птиц», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «Неделя сада» и др.

Музыкальные занятия

Музыка, благодаря огромной силе эмоционального воздействия, способствует идейному и моральному воспитанию детей; музыкальные занятия создают у детей бодрое, радостное настроение и способствуют сплочению детского коллектива. Восприятие художественных образов песен, отражающих нашу действительность, обогащает детей новыми мыслями и чувствами, содействует развитию их воображения, творческих способностей, художественного вкуса.

Музыкальные занятия имеют значение и как лечебный фактор. Музыка вносит в жизнь больных детей много радости, способствует восстановлению равновесия нервной системы, делает настроение детей бодрым, отвлекая их от мыслей о болезни. Пение является хорошей дыхательной гимнастикой и способствует развитию грудной клетки.

Музыкальные занятия в условиях санатория включают хоровое пение, ритмические движения, танцы под музыку, инсценировки, музыкальные игры. Самым сильным и любимым средством выражения музыкальных впечатлений для детей является песня. В песне каждый ребенок может активно выявить свою творческую личность и в то же время почувствовать свое слияние с коллективом.

В занятиях по музыке должны принимать участие все дети. Детей, которые вначале не могут петь правильно, не следует отстранять от занятий. Обычно они не могут петь потому, что у них нет достаточной координации между слуховым и голосовым аппаратом; под влиянием систематических занятий повышаются и слух, и координация. Таких детей в хоре следует помещать рядом с хорошо поющими детьми, это дает им возможность лучше вслушиваться в правильное звучание песни.

В музыкальном воспитании детей в санатории большое место занимает показ музыкальной работы на проводимых мероприятиях. В хоровых выступлениях должны обязательно участвовать все дети, а не только отобранные лучшие исполнители. Музыкальный репертуар соответствует общей теме утренника.

Медико-педагогический совет

Полноценное осуществление стоящей перед детским санаторием комплексной задачи — лечения, воспитания и обучения больного ребенка —может быть достигнуто, как уже указывалось, лишь при условии возможно более тесного содружества в работе врачей и педагогов, их полного взаимопонимания. Одним из средств к объединению их деятельности, к созданию общего, единого направления в работе являются организуемые в детских санаториях медико-педагогические советы. Наряду с деятельностью такого общесанаторного медико-педагогического совета врачи-ординаторы по мере надобности проводят совещания медико-педагогического персонала своих отделений, на которых обсуждаются текущие вопросы жизни отделения, врач знакомит сотрудников с состоянием здоровья детей, особенно детей, требующих специального внимания, обсуждает поведение детей и др

Связь санатория с родителями больных детей.

Я уже указывала на то большое значение, которое имеет в восстановлении здоровья ребенка его эмоциональный тонус. Опыт показывает, что немаловажную роль в поддержании эмоционального тонуса больного ребенка в санатории играет поддержание связи с его семьей.

Но среди врачей и педагогов детских лечебных учреждений нет единого мнения о том, нужна ли эта связь, и если нужна, то как следует ее организовывать. Немало сторонников имеет мнение, что свидания родителей с детьми, находящимися в санатории, излишни. Другие, скрепя сердце, допускают эти свидания, но в возможно более ограниченных пределах — не чаще одного раза в месяц. В защиту этих мнений имеются два мотива.

Первый — это опасение, что родители занесут в санаторий какие-либо острые инфекционные заболевания. Такая опасность очень невелика и почти исключается при правильной организации свиданий.

Второй довод, выдвигаемый преимущественно педагогами, состоит в том, что свидания с родителями нервируют детей, выбивают их из колеи, после посещения родителей младшие дети капризничают, плачут. Это неверно. Дети гораздо больше нервничают тогда, когда они полностью оторваны от семьи; они расстаются с родными со слезами тогда, когда знают, что долго не увидят их. Если же ребенок знает, что через несколько дней к нему снова придет отец или мать, он расстается с ними спокойно.

Поведение ребенка во время посещения родителей и его расставание с ними может служить одним из показателей качества педагогической работы в санатории. Если ребенку в санатории хорошо, если жизнь его активна и интересна, то при посещении родителей он весел, легко расстается с ними, оживленно делится своими впечатлениями. Если же ребенок нервничает, просит взять его домой, можно предположить, что работа педагогического коллектива в этом отделении не на высоте.

Конечно, надо учитывать, что некоторые дети дома чрезмерно избалованы, поэтому им больше нравится домашняя обстановка. Есть дети-невропаты, которые с большим трудом приспособляются к жизни в коллективе. Такие дети требуют сугубо индивидуального подхода. Но лишать из-за нескольких таких детей встреч с родителями всех остальных было бы совершенно неправильным. Слишком велико эмоциональное значение этих встреч для ребенка. Недаром же среди педиатров так укоренилось выражение «мама—витамин».

Установление контакта между персоналом санатория — врачами и педагогами — и родителями имеет большое значение— это способствует доверию родителей к персоналу санатория, предупреждает недоразумения, недовольство, жалобы.

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие.

Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Помощь ребенку в адаптации в условиях психоневрологического санатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная.

Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки.

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Отделения раннего и дошкольного детства «Шаг.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении.

Занятие по аппликации нетрадиционным способом обрывания бумаги в старшей группе в условиях санатория «Медведь»Занятие по аппликации нетрадиционным способом обрывания бумаги в старшей группе в условиях санатория «Медведь» Конспект занятия по аппликации нетрадиционным способом (обрывания бумаги) в старшей группе, в условиях санатория. Тема: Медведь (по мультфильму.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория»
Опубликовано: 18 января 2017 в 18:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД