Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория»

Раиса Стефановна Шаповал
Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория»

Доклад:

»Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория.

Воспитатель ГБУ РК «Санатория для детей и детей с родителями «Чайка им. Гелиловичей»: Шаповал Раиса Стефановна.

Психология – наука, изучающая психику и сознание человека. Память, мышление, интеллект, темперамент, восприятие и эмоции тесно связаны с поведением человека. Понимание этих связей меняет мироощущение, жизненные цели, отношение к окружающим и событиям в жизни, открывает путь к позитивным переменам в себе и учит управлять происходящим.

Основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психического тонуса больных детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является подлинно лечебным фактором, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.

Таким образом, педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Задача врача и педагога едина — создать ребенку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.

Коллектив педагогов санатория должен создать детям, даже на фоне самого строгого санаторного режима, содержательную и интересную жизнь, обогатить детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д., вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, встречи со знатными людьми и пр. Осуществление стоящих перед педагогическим коллективом санатория ответственных задач может быть достигнуто лишь при условии, что нагрузка на каждого педагога не чрезмерна и педагог по своей квалификации отвечает предъявляемым ему требованиям.

Педагог должен обеспечить выполнение каждым ребенком назначенного ему режима. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным с учетом его характера, интересов и тех особенностей в поведении и настроении, которые зависят от заболевания. А для этого педагог должен уметь установить контакт с детьми своей группы, изучить их характер, ознакомиться с их душевной жизнью, стать их другом и советчиком. Тогда он сможет помочь ребенку перенести подчас трудный (особенно третий) режим, боль и неприятные медицинские процедуры, необходимые по ходу лечения. Чем тяжелее заболевания детей, находящихся в отделении, тем более необходима с ними серьезная вдумчивая работа опытного педагога. Педагогическая работа в условиях санатория настолько тесно переплетается с медицинской, что не всегда возможно четко их разграничить. Она строится в самой тесной связи с лечащими врачами и под их повседневным пристальным контролем.

Каждое мероприятие — уроки, кружковые занятия, подготовка к праздникам и вечерам самодеятельности, показ кинокартин и т. п. — строго регламентируется врачом, как в отношении детей всего отделения, так и в отношении каждого ребенка в отдельности, в зависимости от состояния его здоровья. Правильно организовать свою работу и отношение к детям педагог может только в том случае, если он имеет ясное представление о тех заболеваниях, с которыми дети находятся в данном санатории, о тех лечебных мероприятиях, которые должны быть применены для их выздоровления.

Педагог должен быть знаком с анатомо-физиологическими особенностями здоровых детей того возраста, с которыми он работает, и теми отклонениями, которые имеют место при данном заболевании; иметь сведения из области психологии и психиатрии, которые дадут ему возможность широко проводить в повседневной работе психотерапию. Он должен уметь наблюдать и анализировать поведение и настроение больного ребенка, а также его жалобы. Эти наблюдения оказывают существенную помощь лечащему врачу, давая ему возможность судить об изменении реактивности ребенка и соответственно с этим координировать лечебные мероприятия.

Педагогическая работа в санаториях различного медицинского профиля имеет свои особенности. Поэтому в санатории она должна строиться не только на основе общих принципов гигиены детского возраста, но и с учетом течения в лечения данного заболевания. Возьмем, например, детей с ДЦП. Основная задача педагога в санатории состоит в том, чтобы заставить ребенка-калеку изжить ощущение своей неполноценности и поверить в то, что он сможет стать полезным родине.

Только уничтожив у него чувство неполноценности, можно уничтожить и те тяжелые особенности характера,которые часто наблюдаются у этих детей: замкнутость, обидчивость, мнительность, раздражительность. Работая в санатории, педагог должен принимать совместно с медицинским персоналом участие в развитии у ребенка различных двигательных умений, в обучении его ходьбе.

Крайне своеобразна и трудна организация педагогической работы для детей-психоневротиков, где проводится ряд специальных мероприятий, направленных на восстановление нормальной психической деятельности ребенка. Здесь педагогический процесс становится в полном смысле лечебным процессом и роль педагога равноценна роли врача.

Работая в санатории педагог должен понимать, что все особенности поведения и характера являются следствием перенесенного заболевания и от них ребенок может избавиться лишь постепенно, по мере общего восстановления своего здоровья. Правильный педагогический подход в значительной мере может содействовать достижению этой цели. В санатории большие трудности представляет и проведение режима, который должен быть максимально индивидуализированным и динамичным, обеспечивать постепенный переход от крайне щадящего режима до тренирующего.

В санатории для детей, страдающих ревматизмом, педагогу необходимо учитывать состояние сердечно-сосудистой системы, степень поражения сердца, активность ревматического процесса. Все сказанное делает понятным, насколько сложна работа педагога с больным ребенком и как хорошо педагог должен быть подготовлен к ней.

Надо сказать, что большое значение имеют и личные качества педагога — его умение завоевать авторитет и доверие больных детей, умение сплотить детский коллектив и поддерживать в нем дисциплину, быть очень мягким и ласковым и одновременно настойчивым и требовательным; его способность вселить в больного ребенка бодрость, веру в выздоровление и заставить его сознательно выполнять все, что может способствовать быстрейшему выздоровлению. Чем опытнее и талантливее педагог, тем больше методов и форм он найдет для осуществления стоящей перед ним трудной задачи воспитания больного ребенка. Поэтому на работу в санатории следует привлекать наиболее квалифицированных педагогов.

Содержание педагогической работы в условиях санатория определяется теми задачами, которые ставятся перед педагогическим коллективом. Методы осуществления этих задач видоизменяются в зависимости от возраста детей и характера их заболевания, но основное содержание их общее во всех детских санаториях.Эти задачи следующие:

1. Повышение психического и эмоционального тонуса больных детей.

2. Содействие физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время.

3. Воспитание у детей моральных качеств, патриотизма.

4. Умственное развитие детей, соответствующее их возрасту.

5. Обучение детей школьного возраста.

6. Трудовое воспитание детей.

7. Музыкальное и художественное воспитание.

8. Привитие детям культурных и гигиенических навыков.

В соответствии с указанными задачами педагогическая работаслагается из следующих мероприятий: воспитательной работы с детьми, занятий с детьми дошкольного возраста применительно к программам, утвержденным для детских садов; обучения детей школьного возраста применительно к программе массовой школы; проведения внешкольной работы по типу кружковых занятий.

Труд — один из основных элементов воспитания детей. Основным видом труда ребенка школьного возраста является учение.Однако оно должно дополняться и другими видами трудовой деятельности: работами на участке санатория, цветоводство,, зимой расчистка дорожек от снега, осенью — от опавших листьев, занятиями по ручному труду, в техническом кружке. Одним из видов трудового воспитания детей является привитие им трудовых навыков, необходимых в семье и школе.

Трудовые процессы, как и все другие педагогические мероприятия, проводятся в строгом соответствии с возрастными особенностями детей, с их физическими силами и умственным развитием, с их запросами и интересами. Характер и дозировка занятий по труду определяются лечащим врачом. Занятия по ручному труду проводятся обычно 2 раза в неделю, а в каникулярные месяцы чаще. Длится занятие 1,5—2 часа. По возможности (в зависимости от сезона и погоды) они проводятся на воздухе.

У школьников I и II классов еще нет устойчивых интересов, они не любят длительно заниматься одним и тем же делом, при однообразной работе их внимание и прилежание быстро ослабевают. Поэтому им нужно давать такие задания, которые могут быть закончены во время одного занятия, чтобы ребенок сразу видел результат своего труда. Дети этого возраста с удовольствием рисуют, лепят, клеят, вырезают из бумаги, плетут шнурки, пришивают пуговицы, сшивают лоскутки. Необходимо на занятиях по ручному труду использовать склонность детей работать играя и играть работая, поэтому их трудовые занятия можно облекать в форму игры, например в «мастерскую деда мороза», в «фабрику игрушек» и т. п. Со школьниками III—V классов занятия по труду следует вести по программе кружка «умелые руки». Целью этих занятий является обучение детей приемам работы с доступными материалами (бумагой, картоном, глиной, ватой, тканью, папье-маше) и пользованию простыми ручными инструментами. Изготовлять следует такие предметы, которые можно закончить в 2—3 занятия.

Начиная с VI класса занятия по труду должны отвечать интересам детей и строиться на основе теоретических знаний. Старшие школьники охотно конструируют радиоприемники, занимаются различным моделированием, делают макеты и т. д. Уроки по труду необходимо организовать так, чтобы они были детям интересны, чтобы дети занимались с удовольствием. Опыт показывает, что дети охотно работают, если им ясна цель работы. Поэтому каждый ребенок должен хорошо осмыслить то задание,которое он собирается выполнить: зачем изготовляется данная вещь, как она будет использована (салфетка на тумбочку, цветы для карнавала и т. п.).

Каким бы видом труда ни занимался ребенок, каждая работа всегда должна быть доведена до конца. Если ребенок не может справиться с начатой работой, надо обеспечить ему помощь со стороны товарищей или педагога, но работа должна быть закончена. Лучшие детские работы должны сохраняться и экспонироваться на выставках. Выставки устраивают постоянные, отражающие постановку занятий ручным трудом, а выставки отчетно-годовые или тематические приурочивают к знаменательным датам.

Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста

В основном задачи педагогической работы с детьми дошкольного возраста, находящимися в санаториях, те же, что и с детьми детского сада. Дети воспитываются в духе патриотической морали, им прививают культурные и гигиенические навыки, развивают самостоятельность в самообслуживании, обучают правильной речи с внятным произношением слов, воспитывают умение играть и заниматься в коллективе; знакомят с доступными их пониманию предметами и явлениями.

Но в осуществлении этих задач имеется ряд методических особенностей, связанных с состоянием здоровья детей и отличающих методы работы с ними от работы со здоровыми детьми детских садов. Если точное выполнение режима дня является обязательным в каждом санатории, для дошкольников педантичному выполнению режима уделяется исключительно большое внимание.

Игру детей надо использовать для того, чтобы воспитывать у них дружеские взаимоотношения, чтобы они охотно делились игрушками. Многие дети, росшие дома без сверстников, привыкли играть в одиночку. Педагог постепенно должен вовлекать их в общие игры. Игры проводятся творческие, подвижные и дидактические.

Обучение

Если не дать возможность больному школьнику продолжать обучение в санатории, то это ведет, как правило, к весьма отрицательным последствиям. Либо он остается на второй год, либо, выписавшись из санатория, стремится догнать пропущенное, перенапрягает свои силы, в результате чего наступает ухудшение его здоровья. Кроме того, отсутствие школьных занятий является для больного ребенка большой психической травмой: его волнует мысль о том, что он останется на второй год, он чувствует себя как бы оторванным от общей жизни здоровых сверстников.

Продолжительность уроков короче, чем в массовой школе, так как приходится учитывать повышенную утомляемость больного ребенка. Урок длится 40 минут, а по медицинским показаниям он может быть сокращен до 35 минут. Большое значение имеет предоставление детям отдыха между уроками. Но так как количество учащихся в каждом классе меньше, чем в массовой школе, то и в сокращенное учебное время можно успеть пройти программный материал.

Если гигиенический режим имеет большое значение в массовой школе, то в санатории его значение еще больше. Дети должны заниматься в просторных, хорошо проветренных комнатах. После второго урока дети часа на полтора выходят на воздух, прогуливаются, играют.

Классы должны быть хорошо освещены. В пасмурные осенне-зимние дни к естественному освещению классов следует прибавлять и искусственное освещение. Очень важно, чтобы классные доски были матово-черного цвета; отсвечивающие доски крайне утомляют зрение детей.

Температура воздуха должна быть около 18—19°. Парта должна соответствовать росту ребенка, тогда ему удобно сидеть, держа прямо туловище, плечи и голову. Если это условие не соблюдено, то ребенок сидит неправильно, мышцы спины и рук напряжены, он быстрее устает. Длительная неправильная посадка может привести к функциональным, а затем и органическим поражениям скелета — сколиозу, деформации грудной клетки и др. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 30—40 см;

В санаториях зрение детей не проверяется, но педагоги путем опроса детей должны выявить близоруких и дальнозорких и рассадить их так, чтобы всем было хорошо видна классная доска или карта.

В основном весь учебный материал должен прорабатываться на уроке. Цель домашних заданий — закрепить усвоенный на уроке материал и развить у детей навыки к самостоятельной работе. Домашние задания должны быть хорошо продуманы, чтобы дети не были ими перегружены. Дети готовят уроки под наблюдением воспитателя.

Классы начальной школы обычно полностью укомплектовываются учащимися одного класса. В крайних случаях, хотя это весьма нежелательно, приходится прибегать к занятиям со сдвоенными классами. В этих случаях I класс объединяется с III, a II с IV классом. Опыт многих детских санаториев показывает, что, несмотря на эти особые условия, с детьми I—IV класса удается проходить учебную программу полностью, со старшими — по основным предметам (русский язык, математика, иностранный язык, так что, придя после выписки из санатория в школу, дети не только не отстают от остальных учеников своего класса, но и имеют хорошую успеваемость.

Организация обучения школьников старших классов значительно сложнее, потому что очень часто учащихся одного и того же класса не хватает для полного укомплектования. Кроме того, выделяемого по санаторному режиму времени для уроков недостаточно для прохождения всех предметов. Поэтому в занятиях со старшеклассниками большое место занимает самостоятельная проработка ими материалов учебников и подсобной литературы. Основной упор делается на прохождение курса математики, русского языка и литературы. Время от времени проводятся контрольные работы. Педагоги, ведущие занятия со старшеклассниками, должны особенно тщательно подготавливать свои уроки с тем, чтобы во время урока охватить индивидуально каждого ученика или несколько небольших групп.

Большую помощь в достижении хороших результатов обучения в условиях сокращенного времени занятий оказывает наглядность обучения. Поэтому необходимо обеспечивать уроки всеми соответствующими наглядными пособиями.

Юннатские занятия

Юннатская работа имеет большое значение в условиях санатория. Работа в юннатском кружке приближает ребенка к природе, развивает у него любовь и интерес к природе, а близость к природе хорошо влияет на нервную систему ребенка, успокаивает его. В процессе работы в юннатском кружке у детей воспитывается наблюдательность, аккуратность, настойчивость, любовь к труду, развивается интерес к агротехнике и животноводству. Лучше всего это достигается, если дети сами выращивают растения, ухаживают за животными.

Для проведения юннатской работы на территории санатория для детских огородов и цветников выделяются специальные участки, устраиваются вольеры и клетки для птиц и различных животных. В помещениях могут устраиваться «живые уголки» с аквариумом и цветами.

Можно проводить с детьми утренники на темы: «День птиц», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «Неделя сада» и др.

Музыкальные занятия

Музыка, благодаря огромной силе эмоционального воздействия, способствует идейному и моральному воспитанию детей; музыкальные занятия создают у детей бодрое, радостное настроение и способствуют сплочению детского коллектива. Восприятие художественных образов песен, отражающих нашу действительность, обогащает детей новыми мыслями и чувствами, содействует развитию их воображения, творческих способностей, художественного вкуса.

Музыкальные занятия имеют значение и как лечебный фактор. Музыка вносит в жизнь больных детей много радости, способствует восстановлению равновесия нервной системы, делает настроение детей бодрым, отвлекая их от мыслей о болезни. Пение является хорошей дыхательной гимнастикой и способствует развитию грудной клетки.

Музыкальные занятия в условиях санатория включают хоровое пение, ритмические движения, танцы под музыку, инсценировки, музыкальные игры. Самым сильным и любимым средством выражения музыкальных впечатлений для детей является песня. В песне каждый ребенок может активно выявить свою творческую личность и в то же время почувствовать свое слияние с коллективом.

В занятиях по музыке должны принимать участие все дети. Детей, которые вначале не могут петь правильно, не следует отстранять от занятий. Обычно они не могут петь потому, что у них нет достаточной координации между слуховым и голосовым аппаратом; под влиянием систематических занятий повышаются и слух, и координация. Таких детей в хоре следует помещать рядом с хорошо поющими детьми, это дает им возможность лучше вслушиваться в правильное звучание песни.

В музыкальном воспитании детей в санатории большое место занимает показ музыкальной работы на проводимых мероприятиях. В хоровых выступлениях должны обязательно участвовать все дети, а не только отобранные лучшие исполнители. Музыкальный репертуар соответствует общей теме утренника.

Медико-педагогический совет

Полноценное осуществление стоящей перед детским санаторием комплексной задачи — лечения, воспитания и обучения больного ребенка —может быть достигнуто, как уже указывалось, лишь при условии возможно более тесного содружества в работе врачей и педагогов, их полного взаимопонимания. Одним из средств к объединению их деятельности, к созданию общего, единого направления в работе являются организуемые в детских санаториях медико-педагогические советы. Наряду с деятельностью такого общесанаторного медико-педагогического совета врачи-ординаторы по мере надобности проводят совещания медико-педагогического персонала своих отделений, на которых обсуждаются текущие вопросы жизни отделения, врач знакомит сотрудников с состоянием здоровья детей, особенно детей, требующих специального внимания, обсуждает поведение детей и др

Связь санатория с родителями больных детей.

Я уже указывала на то большое значение, которое имеет в восстановлении здоровья ребенка его эмоциональный тонус. Опыт показывает, что немаловажную роль в поддержании эмоционального тонуса больного ребенка в санатории играет поддержание связи с его семьей.

Но среди врачей и педагогов детских лечебных учреждений нет единого мнения о том, нужна ли эта связь, и если нужна, то как следует ее организовывать. Немало сторонников имеет мнение, что свидания родителей с детьми, находящимися в санатории, излишни. Другие, скрепя сердце, допускают эти свидания, но в возможно более ограниченных пределах — не чаще одного раза в месяц. В защиту этих мнений имеются два мотива.

Первый — это опасение, что родители занесут в санаторий какие-либо острые инфекционные заболевания. Такая опасность очень невелика и почти исключается при правильной организации свиданий.

Второй довод, выдвигаемый преимущественно педагогами, состоит в том, что свидания с родителями нервируют детей, выбивают их из колеи, после посещения родителей младшие дети капризничают, плачут. Это неверно. Дети гораздо больше нервничают тогда, когда они полностью оторваны от семьи; они расстаются с родными со слезами тогда, когда знают, что долго не увидят их. Если же ребенок знает, что через несколько дней к нему снова придет отец или мать, он расстается с ними спокойно.

Поведение ребенка во время посещения родителей и его расставание с ними может служить одним из показателей качества педагогической работы в санатории. Если ребенку в санатории хорошо, если жизнь его активна и интересна, то при посещении родителей он весел, легко расстается с ними, оживленно делится своими впечатлениями. Если же ребенок нервничает, просит взять его домой, можно предположить, что работа педагогического коллектива в этом отделении не на высоте.

Конечно, надо учитывать, что некоторые дети дома чрезмерно избалованы, поэтому им больше нравится домашняя обстановка. Есть дети-невропаты, которые с большим трудом приспособляются к жизни в коллективе. Такие дети требуют сугубо индивидуального подхода. Но лишать из-за нескольких таких детей встреч с родителями всех остальных было бы совершенно неправильным. Слишком велико эмоциональное значение этих встреч для ребенка. Недаром же среди педиатров так укоренилось выражение «мама—витамин».

Установление контакта между персоналом санатория — врачами и педагогами — и родителями имеет большое значение— это способствует доверию родителей к персоналу санатория, предупреждает недоразумения, недовольство, жалобы.

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие.

Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Помощь ребенку в адаптации в условиях психоневрологического санатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная.

Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки.

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Отделения раннего и дошкольного детства «Шаг.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении.

Занятие по аппликации нетрадиционным способом обрывания бумаги в старшей группе в условиях санатория «Медведь»Занятие по аппликации нетрадиционным способом обрывания бумаги в старшей группе в условиях санатория «Медведь» Конспект занятия по аппликации нетрадиционным способом (обрывания бумаги) в старшей группе, в условиях санатория. Тема: Медведь (по мультфильму.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория»
Опубликовано: 18 января 2017 в 18:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

17 апреля. Международный день кофе

Всемирных дней кофе существует в календаре несколько. Один из них приходится на 17 апреля. Предлагаем воспользоваться этим поводом узнать вместе с детьми побольше о популярном ароматном напитке. Который...


Горячие темочки