Папки-передвижки

Доклад «Развитие художественного творчества детей через тестопластику и батик»

Татьяна Кускова
Доклад «Развитие художественного творчества детей через тестопластику и батик»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что им интересно рисовать и лепить. Чтобы помочь им открыть себя, свой творческий потенциал, я начала создавать условия для творческого роста. Наряду с интересом я столкнулась с трудностями:

* слабо развита мелкая моторика

* умение владеть основными навыками художественно-эстетической деятельности

* слабо развито внимание, воображение, фантазия

* не достаточно развита связанная речь

Публикация «Доклад „Развитие художественного творчества детей через тестопластику и батик“» размещена в разделах

Для того чтобы решить поставленные мною задачи, я ознакомилась с методиками Лыковой И. А. «Азбука творчества», Романковской А. Л. «Соленое тесто», Кожохиной С. К. «Искусство батика».Затем начала создавать уголок развивающей среды, который назвали вместе с детьми – «Город мастеров». Вовлекала, заинтересовывала и знакомила детей с новыми видами художественно - эстетическими видами искусства - тестопластика и роспись на ткани.

Почему тесто, а не пластилин? Потому что тесто эластичней, легко приобретает форму. Тесто - очень интересный материал, который легко, без всяких усилий изменяется, он очень послушный и «отзывается» на любые движения рук. Потом ребенок исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Изделия из теста получаются из белого цвета, значит, дети могут выбрать тот цвет, который им нравится, раскрасить свою поделку так, как хочется, и так, как они себе вообразили.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок ни только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и играет. Основным инструментом в лепке является рука, вернее обе руки, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, ножницами или карандашом. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, но в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание ребенка с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности.

Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Из одного комка теста можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия взрослого. А если материала достаточно, и рядом находится тактичный взрослый – лепка становится любимым занятием.

Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов.

Лепка входит в жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, одно занятие невозможно отделить от другого.

Лепка животных и человечков по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки. Для дошколят - это настоящее открытие! Оказывается множество фигурок, можно создавать на основе одной обобщенной модели. Эта модель в каждом конкретном образе варьируется, изменяется, дополняется новыми деталями и приобретает новый облик.

Лепка по народным мотивам подводит детей к ясному пониманию такой художественной деятельности, как обобщенный образ. Это, пожалуй, одно из наиболее ценных достижений художественного развития в целом.

На основе обобщенных образов создается множество других инвариантных образов. Возможности творческого изображения расширяются беспредельно, и в то же время систематизируется.

Общее для всех детей, принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало – специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и в лепке.

Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Это представление формируется постепенно, как своего рода теоретическая основа освоения техники. Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активировать поисковую деятельность ребенка. Например, попросить задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть, кто и что есть что. Такие задания закрепляют стихийно формирующиеся у детей представления о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребенок приходит к своеобразной системе эмпирических, часто интуитивно выявленных представлений о том, что и как можно вылепить.

Масштаб поделки зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей, ведь не секрет, что одни дети предпочитают миниатюрные поделки, а другие тяготеют к монументальности. Батик - интересная техника росписи ткани. Стоит лишь погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько вовлекает и завораживает,

Что хочется творить и творить. Мы с детьми познакомились с различной росписью на ткани. Дети научились и еще учатся пользоваться различными художественными приемами росписи ткани (узелковая, акварельная, трафаретная, выдувание из капельки, которые способствуют поиску цветового решения, композиции. Развивается воображение, фантазия, способность импровизировать.

Главное в работе – образность. Вооружились фантазией, желанием экспериментировать и терпением, дети получают необыкновенное душевное состояние и продукт своей деятельности. В результате предметы животного и растительного мира, в рисунках детей, становятся сказочными и фантастическими.

Мир, который нарисован, становится для ребенка собственным осознанным миром. Рисуя, ребенок представляет себе, что он художник, исследователь, путешественник, фотограф. После каждой освоенной темы можно собирать рисунки детей и составлять из них пано – рассказ, в котором дети отправляются в путешествие, встречают разных героев, знакомятся с чудесами света. Художник всегда найдет, что нарисовать. Предложите детям нарисовать какую-нибудь картинку и передать ее соседу, пусть он догадается, что он хотел изобразить. Если ребенок догадается, что это, то может дорисовать картинку.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти и речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества, формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Через ознакомление с изобразительным искусством дети подводятся к пониманию того, что изобразительное творчество – это не просто изображение какого – нибудь предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценка его положительного или отрицательного характера.

«Урок» изобразительного искусства – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства. Отсюда вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, урок искусства должен решать задачи нравственно – эстетического воспитания. Потому что нравственно – эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Занятие искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Он достигается от художественного слова, музыки, игровых ситуаций.

Все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями, его отношением к прекрасному, добру и злу, что и определяет нравственную позицию человека. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства.

Очень важно связывать дидактические игры и упражнения с различными видами детского творчества – рисованием, лепкой, аппликацией. Это научит ребенка вдумчиво и творчески относиться ко всему, что он видит, чувствует, делает.

«Каждый ребенок индивидуален, и то, что подходит одному, может быть принято другим. Поэтому необходимо творческое размышление и поиск». Т. С. Коморова.

Если мы хотим, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях изобразительного искусства и художественной деятельности, надо создать атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности, отзывчивости и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения и представлений об окружающем, развития воображения.

Детская работа – это главный ответ, для которого ребенок передает свои внутренние силы, переживания, радость, воспринимаемый им мир.

Ручные умения приучают ребенка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задает вопросов, тем больше «получает» руками ответов. В любой «продуктивной» деятельности развиваются не только практические умения и навыки. Ребенок учится планировать свою деятельность, ставить цели, подбирать нужные материалы для ее осуществления. У него формируется воля, организованность исполнительность – все эти качества необходимы для обучения в школе.

В моей углубленной работе были трудности и проблемы. Не всегда находила поддержку со стороны, некоторых, родителей. Дети, которые выполняли неаккуратно, пропадал интерес. Не все дети могли выполнять работу коллективно, другие дети не хотели заниматься. Чтобы решить эти проблемы, я создавала условия:

- «обеспечение» благоприятной атмосферы

- доброжелательность с моей стороны

- приемы и формы работы с целью любознательности

- предоставляла детям возможность активно проявлять инициативу

В результате моей углубленной работе появились положительные результаты:

- у детей появилась «привычка» к трудовому усилию

- появились «сдвиги» в связанной речи

- дети проявляют творчество в изодеятельности и лепке

В процессе моей углубленной работы создаются условия для формирования не только знаний, умений, навыков, но и основных базисных характеристик личности – самостоятельность и инициативность.

Дети стали самостоятельно выполнять творческие задания. У них сформирован интерес к знаниям, любознательность, потребность в самостоятельном поиске решений, настойчивость. У детей развита способность самостоятельно выбирать способы изображения.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через тестопластику» «Путешествие в страну Тестопландию»Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: педагоги. Цель мастер-класса: познаем мир природы.

Развитие художественного творчества у детей 2–3 лет Цель: 1. Обеспечение благоприятных условий для художественно-эстетического развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие художественного творчества детей через тестопластику и батик»
Опубликовано: 31 мая 2015 в 19:03
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД