Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий

Евгения Шарапова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Шарапова Евгения Дмитриевна

Воспитатель

МБДОУ Детский сад №22

1 слайд

В последнее время современная жизнь нам диктует свои законы: речь людей становится сухой, лишенной образности. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Целенаправленную работу по развитию речи детей мы начали с первой младшей группы. Проанализировав несколько технологий, мы отметили, что одним из эффективных и интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, являются «Системный оператор», и «Синквейн».

2 слайд

«Системный оператор» - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном (например: Лягушонок - какие части есть? тело, глаза, голова, и т, д., функциональном (прыгать, плавать, квакать, ловить комаров, мух, временном аспектах (был яйцом, головастиком, а также его антисистему (может попасть на ужин к аисту). Как сделать системный оператор? (обратите внимание на слайд).

• системный оператор рисуется на доске в виде квадратов;

• системный оператор на морфотаблице выкладываются карточки;

• системный оператор заранее рисуется на листе ватмана;

• системный оператор можно использовать и для получения сказочных, нереальных ситуаций или предметов.

3 слайд

Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у ребёнка навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление. На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста мы использовали горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки». Работа со слайдом на примере лягушка

Для анализа мы привлекали объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы).

Сначала мы рассматривали подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяли, в какую надсистему она входит. Мы формировали у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от индивидуальных особенностей детей постепенно увеличивали длину цепочки. В младшем возрасте было достаточно двух-трёх вариантов.

4 слайд

В среднем дошкольном возрасте мы познакомили детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект). Дети узнали функциональные особенности отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали-горизонтали и снизу - вверх. Мы также проводили анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы.

Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда). Дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться. Мы учимся с детьми соблюдать правильную последовательность, так как она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.

5-6 слайд

Для разностороннего использования «системного оператора», мною была создана картотека «трехэкранок» и «пятиэкранок» в игровой форме с помощью ИКТ технологии, а именно в программе PowerPoint. На слайде ребенку предлагается система (объект) к которому необходимо подобрать подсистему и надсистему, если ребенок правильно выбрал ту или иную картинку, то она перемещается на свое место. Далее работа усложняется, к системе добавляем прошлое и будущее системы (объекта, тем самым получаются «пятиэкранки». Таким образом, с помощью ИКТ технологий у ребенка складывается логическое мышление, а также пополняется словарный запас. Используя наглядный, красочный материал ребенку легче запомнить и понять обобщенные признаки системы (объекта).

7 слайд

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение:

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

8 слайд

Рассматривание 9-экранки

9 слайд

Еще один из эффективных методов, которые мы используем в своей работе с детьми дошкольного возраста является «Синквейн».

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

10 слайд Например:

1. Что? Арбуз.

2. Какой? Большой, круглый.

3. Что делает? Катится, растет, зреет.

4. Предложение? Арбуз –это большая ягода.

5. Ассоциация? Лето….

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн для дошкольников – это: средство творческого самовыраже-ния ребёнка; игровой способ обогащения словарного запаса; подготовка к краткому пересказу; владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак; умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении; увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Мой опыт работы показал, что применение современных технологий в речевом развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Актуальность и целесообразность использования «системного оператора» и «синквейна» объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности ребенка;

- гармонично вписывается в работу по развитию речи дошкольников;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом.

Прикреплённые файлы:

sharapova_hffh4.pptx | 2976,49 Кб | Скачан: 28
 
Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в развитии связной речи у дошкольников Сегодняшних дошкольников мы воспитываем, обучаем и развиваем не так как воспитывали детей еще 10-15 лет назад. К современному ребёнку мы.

Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста. Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед,.

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Использование современных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста .

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка» «Использование современных здоровьесберегающих.

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием современных технологий и мнемотаблиц в старшей группе «Весна» Конспект НОД по развитию связной речи с использованием современных технологий и мнемотаблиц в старшей группе «Весна» Цель НОД: развитие.

Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50» Карелина Лариса Юрьевна ОПЫТ РАБОТЫ Использование.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий
Опубликовано: 3 мая 2018 в 17:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...
Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы «В осеннем лесу»
В процессе углубления знаний детей об осенних явлениях в лесу были созданы работы по рисованию, аппликации, лепке индивидуальные и коллективные....
День Знаний в «Светлячке»
Отчёт о проведении праздничного концерта ко Дню Знания в детском саду. Музыкальный руководитель: Баранова Надежда Григорьевна По традиции 1 сентября ученики...