МААМ-картинки

Реализация технологии продуктивного чтения в детском саду

Екатерина Умарова
Реализация технологии продуктивного чтения в детском саду

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне. И подтверждением этому является фраза из выступления В. В. Путина на 7 съезде российских писателей (сентябрь 2011 года) : «Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения и способности адекватно воспринять прочитанный материал, сегодня наши подростки находятся на 43-м месте в мире».

Публикация «Реализация технологии продуктивного чтения в детском саду» размещена в разделах

Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из сми информация поступает в переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношения к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой.

Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Формирование навыка чтения (умения складывать буквы в слова) – задача начального образования. Учителя начальной школы справляются с этой задачей вполне успешно. Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать.

Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич  Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т. п.).

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.

Следует отметить,что чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую мы реализуем в нашем детском саду.

Технология продуктивного чтения -это природосообразная образовательная технология,обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем,активную читательскую позицию по отношению к тексту и автору.

Технология продуктивного чтения была разработанна профессором, дошкольного возраста Чиндиловой Ольгой Васильевной. Под чтением дошкольников принято понимать не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).

Чтением - слушанием она называет вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

Что такое понимание текста- это выделение трех видов текстовой информации :

фактуальной (о чем сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем сообщается в тексте в неявном виде,то чтто читается между строк)

концептуальная (основная идея текста,его главные смыслы)

Отличие традиционного занятия от занятия, построенного в технологии продуктивного чтения-слушания  

Традиционное занятие : до чтения взрослый готовит к восприятию текста: «Сегодня мы узнаем… Сейчас мы поговорим о творчестве писателя…»

Продуктивное чтение-слушание : дети прогнозируют название и содержание текста: «Предположите о чем этот текст, как он может называться (по иллюстрации, по обложке) Возникает мотивация к чтению

Традиционное занятие:во время чтения взрослый читает текст, дети молча слушают. Продуктивное чтение-слушание : взрослый читает и вместе с детьми ведет диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют содержание, проверяют себя по тесту. Возникает читательская интерпретация

Традиционное занятие: после чтения Дети отвечают на вопросы взрослого, организуется беседа по тексту.

Продуктивное чтение : В ходе беседыуточняют позициюавтора,творческие задания обеспечиваютуглубленное восприятие текста

Основные приемы продуктвного чтения слушания

Диалог с автором

I. Работа с текстом до чтения

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

II. Работа с текстом во время чтения

- Диалог с автором: Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтениянапример: "Чем это можно объяснить?. ", "Что из этого следует?. ", "Что сейчас случится?. ", "Почему именно так?. ", "Для чего?. ", "Кто такой?. ". В процессе чтения –слушания эти вопросы задает взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия. Вопросы к автору предполагают появление ответов. Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.

(Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.

Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и  интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)

2. Может в ходе этого этапа проводиться краткая беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

-Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?

Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению? Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

Точен ли художник в деталях?

Так ли ты себе представлял эту сцену?

III. Работа с текстом после чтения.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.

Обсуждение:

1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

3. Можно ли героев назвать друзьями?

4. Как чувствовал себя герой?

5. А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников) .

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

Как бы вы сейчас назвали рассказ?

Или если дети умеют читать -

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие  текста:

Обсуждение:

пересказ текста,

Вывод: практика проведения занятий с использованием технологии показала эффективность ее применения дети из пассивных слушателей перешли в слушателей активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимание общего смысла текста,умение извлекать необходимую информацию из части текста.

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Аппликация в детском садуАппликация в детском саду Представление о красивом складывается у каждого с детства постепенно. Труд, нравственность и красота неразрывно. Начиная со старшей группы.

Год литературы в детском садуГод литературы в детском саду .

Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у.

Мультстудия в детском садуМультстудия в детском саду В октябре я приняла участие во второй Международной образовательной научно-практической он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут».

Оригами в детском саду.Оригами в детском саду. Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.

Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике» В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Выпускной бал в детском садуВыпускной бал в детском саду Вот и подошёл к концу год. По традиции в нашем учреждении в конце учебного года мы провели выпускной. Выпускной бал - это трогательные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация технологии продуктивного чтения в детском саду
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 21:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД