Папки-передвижки

Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников»

юлия сироткина
Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников»

Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.

Публикация «Доклад „Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников“» размещена в разделах

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.

Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, или самая элементарная головоломка. Например, необычайность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображение.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры. Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Под его влиянием внимание дошкольников становится целенаправленным, более устойчивым, совершенствуется память, мышление, формируется правильное употребление математических терминов. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра.

Важно не только разбудить в ребёнке интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, составлять геометрические фигуры, читать схемы и чертежи, самостоятельно мыслить и находить пути решения поставленных задач. Учиться, играя, и обучаться в игре.

Особо значимым стало признание развивающих и обучающих игр, направленных на логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. В настоящее время логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 5-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят: оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически; представление возможных изменений объектов и предвидение результата; изменение ситуации, осуществление преобразования; активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление.

Основная цель методики логико-математического развития – разработка и применение такого содержания, методов и приёмов, которые обеспечили бы в условиях развивающей предметно-пространственной среды интеллектуально-творческое развитие детей до школы. Для современной методики характерно освоение детьми разнообразных геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Дети овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счётом, делением целого на части и объединением частей в целое. Развивающие игры являются также средством мотивации и активизации деятельности воспитателя и детей, вызывают стремление преодолевать трудности и добиваться результатов.

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:

- Активизация умственной деятельности детей.

- Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.

- Формирование основ творческого мышления.

- Развитие эмоционально-волевой сферы.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Повышение интереса детей к математике.

- Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.

- Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.

- Воспитание нравственно-волевых качеств личности.

Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

- Создание предметно-развивающей среды.

- Систематизация игр в планировании.

- Уровень сенсорного развития дошкольников.

-Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).

- Характер мотивации.

- Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества

с детьми).

- Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.

Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Литература:

1. Дошкольная педагогика/ Апрель/ 2014

2. Дошкольная педагогика/ Ноябрь/ 2013

3. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/ З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : Детство-пресс, 2008.

Публикации по теме:

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

Доклад для педсовета «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников» Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования.

Доклад из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Доклад из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

Доклад к родительскому собранию «Роль семьи в развитии речи ребёнка» Важным для умственного развития ребёнка является овладение им правильной речью. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Поэтому дома.

Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной.

Доклад на педагогический совет на тему: «Роль детской книги в речевом развитии детей». Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта,.

Доклад на педагогическом совете «Роль загадки в развитии дошкольника» загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений,.

Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника» Ильина Римма Васильевна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка «Звездочка»- детский сад №8» города Железногорска Курской области.

Педагогический проект «Роль математических загадок в развитии старших дошкольников коррекционной группы» Воспитание творческой личности - главная задача современных педагогов, а творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упускать.

Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста Современное образование характеризуется обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников»
Опубликовано: 15 сентября 2015 в 19:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД