МААМ-картинки

Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»

Наталья Тихонова
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»

«В песочной терапии мир детства

вновь распахивает перед человеком свои двери,

и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны».

Песочная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

Публикация «Доклад „Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Юнгенианская песочная терапия имеет свои истоки в книге известного писателя фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описал игру, в которой участвовал с двумя своими сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различные истории, строили города и острова.

Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизирующих изобретательность и творческое воображение сыновья, играя с миниатюрными фигурками, дети находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом.

Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.

Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд (М. Lowenfeld, 1979; K.Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Согласно Юнгу, человеческая психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Однако чтобы этот иммунитет появился, необходимы определенные условия. Одно из таких условий – это создание надежного и безопасного пространства, в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты. Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.

Песочная терапия особенно эффективна в следующих случаях:

• сложности в психическом развитии ребенка

• конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями

• застенчивость, робость и неуверенность в себе

• агрессивность

• страхи

• обидчивость и плаксивость

• тревожность

• излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия

• склонность к длительным переживаниям

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;

Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков :

Развитие творческих, созидающих возможностей личности;

• Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

• Формирование позитивных коммуникативных моделей;

• Творческая коррекция проблемных ситуаций;

• Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

• Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

Развитие навыков речевого общения.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удаё тся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции используется метод игровой песочной терапии.

Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок - символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Песочная терапия охватывает все области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», познавательно – исследовательскую деятельность.

В нашем детском саду дети с удовольствием играют с песком. Капризныхэто успокаивает, агрессивные дети становятся спокойными, дружелюбными. У детей развивается мелкая моторика, мышление, воображение, проявляется интерес, любознательность.

Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Работая с детьми с песком:«Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.

Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому, лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.

Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.

Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке:

• Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т. п.)

• Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.)

• Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)

• Умение обобщать по темам игрушки

• Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)

• Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)

• Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)

• Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)

• Стиль семейных отношений (диалоги между героями)

• Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера

• Устойчивость и распределение внимания, работоспособность

• Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.)

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В статье была использована следующая литература :

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год

2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Игры в сказкотерапии» СПб 2008

Публикации по теме:

Доклад к педагогическому совету «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС» «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС» (Доклад к педагогическому совету) В наш век высоких технологий,.

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».

Доклад для районного семинара музыкальных руководителей «Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС» «Интеграция музыкальной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Доклад к педагогическому совету «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до» Доклад к педагогическому совету №5 «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО» март 2018 г. Подготовила.

Доклад к родительскому собранию «Роль семьи в развитии речи ребёнка» Важным для умственного развития ребёнка является овладение им правильной речью. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Поэтому дома.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка ФГОС до В 2016-2017 учебном году мною была изучена тема «Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Самообразование «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС» Тема по самообразованию: «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС» Воспитателя.

Влияние песочной терапии на развитие речи дошкольников Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 15:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД