Получи документы

Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников»

валентина некрасова
Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционно считалось, что художественная литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников, но сейчас, в действительности, художественные произведения детям заменили компьютерные игры и различные гаджеты.

Всё чаще мы наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Проводя много времени, просматривая далеко не нравственные мультфильмы, играя в игры, смысл которых как можно больше навредить, у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

Публикация «Доклад „Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми 6-7 лет, мы обратили внимание на то, что многие из них не умеют общаться друг с другом, враждебно настроены по отношению к сверстникам, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У них слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются и развиваются нравственные качества человека. Проанализировав данную ситуацию, мы задумались над проблемой: как развить и сформировать духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства.

И тогда на помощь нам пришла добрая старая сказка. Ведь именно сказка сопровождает ребенка с самого рождения и на протяжении всего детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению. Их рассказываются на всех языках мира, их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Недаром сам народ в пословицах выражал свое отношение к сказкам «Кашу кушай, а сказку слушай : умом-разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Они прививают детям доброту, уважение к старшим, завещают быть достойным и смелым.

Ещё В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Невозможно переоценить роль сказок в развитии детей – от развития фантазии до развития правильной речи.

Она всегда являлась и является неотъемлемым элементом в воспитании дошкольников. На понятном и доступном для них языке, просто и ненавязчиво сказка учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их поступками, оценивают их. «На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, через которое мы можем показать детям ту или иную сторону жизни»

Детям легче понять сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если мы хотим помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, нам придется вспомнить язык детства — сказку. Дети, которым с раннего детства читали сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

При планировании своей работы, мы использовали принцип систематичности и последовательности, который последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных качеств, правил, опыта поведения)

Подбирая сказки для чтения детям, мы, уделяли большое внимание тем, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. Например: «Репка», «Три поросенка» - трудолюбие, взаимопомощь; «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» - наказ слушаться старших; «Теремок», «Зимовье зверей» - дружба, помогает победить трудности; «Заяц-хваста» - осуждение хвастовства; «Петушок и бобовое зернышко» - забота о ближнем

После прочтения или рассказывания сказки обязательно проводились беседы по содержанию. Анализ произведения нами был организован таким образом, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор. Большая работа проводилась над формулировкой вопроса, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, помогает детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», что побуждало детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать.

При прочтении или рассказывании сказки, мы старались фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.

В работе по формированию духовно-нравственного развития дошкольников были использованы и этические беседы, т. к. они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе мы связывали правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этические беседы помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у них формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Также нами были использованы и проблемные ситуации, которые учат мыслить и творчески усваивать знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей.

Основу каждой беседы определяло художественное произведение, с помощью которого мы знакомила детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали проблемные вопросы.

Использование таких дидактических игр как «Расскажи сказку»; «Исправь ошибку»; «Угадай сказку» ;«Из какой сказки герой» и другие на материале знакомых сказок, которые мы использовали, позволяли закрепить основные знания детей о нормах поведения, т. к. они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Работая над формированием нравственных качеств, нами была использована театрализованная деятельность, так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Этот вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Но тут встала новая проблема, дети не хотели играть роли отрицательных персонажей, т. к. положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. Поэтому подолгу приходилось объяснять детям, что в театре все — артисты и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Один из любимых видов деятельности детей – это творческие задания. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение таких заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Детям очень нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, такой приём мы называли «сказочный винегрет». Например: берем всем известную сказку «Курочка ряба» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задание детям: рассказать сказку с новым героем. Можно добавить неодушевлённый предмет, например: чайник, веник.

Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Сказка позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы оформили «Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад.

Работа по формированию духовно – нравственных качеств дошкольников не была бы полной без привлечения родителей воспитанников. Ведь только вместе мы сможем заложить в детях основы доброты и гуманности. Нами были проведены анкетирование родителей «Книга в вашем доме»; подготовлены консультации «Что читать детям 6-7лет», «Как читать детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк»; конкурс семейной сказки.

Достичь положительных результатов в формировании нравственных качеств детей было бы невозможно без активного взаимодействия детского сада с Городской детско – юношеской библиотекой, музейно-выставочным центром, которые обладают необходимыми ресурсами для осуществления воспитания в детях положительных качеств человека. Экскурсии, различные акции, выставки расширяют и обогащают духовный мир ребёнка дошкольника. Использование сетевой формы, соответственно ФГОС ДО, помогает дошкольникам …

Из всего вышесказанного, нужно отметить, что задачу педагога мы видим в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур и сдвига нравственных ценностей.

Список литературы.

1. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. — N 4. –стр. 51.

2. Е. Калунина, Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. — N 5. – стр. 73.

3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.

4. Е. А. Алябьева, «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.

5. Ильин И. А., Духовный мир сказки. – М. : 1993

6. Сухомлинский В. А. Сборник статей и фрагментов из работ. М. :

Молодая гвардия, 1986.

7. К. Д. Ушинский, "Человек как предмет воспитания" Соб. соч. : М., 1950,

т. 9, стр. 536

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

План по саморазвитию «Народные сказки, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Сказки для формирования нравственных качествСказки для формирования нравственных качеств У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство.

Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников «Советские или современные мультфильмы» Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников Советские или современные мультфильмы Заместитель заведующего.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI.

Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников Любой народ по-своему велик, Бесценен вклад его в наследство вековое. Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников»
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 22:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем валентина некрасова (УИ 794002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД