Система работы по профилактике и коррекции психологического и эмоционального воздействия на детей

Елена Попова
Система работы по профилактике и коррекции психологического и эмоционального воздействия на детей

Мы живем в жестоком обществе. Жестокость просачивается с экрана телевизора, музыки, литературы. У жестокости много мишеней, но самая очевидная и душераздирающая – это дети. Что такое насилие над детьми? Отсутствие заботы, пинки, оскорбления, удары, постоянная жестокая критика. Как часто это можно увидеть? Достаточно выйти на улицу утром и понаблюдать, как мамы ведут малышей в сад, в школу. Жестокость протягивает руки к маленькой личности, калеча ее на всю жизнь.

Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от опасностей внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи.

Под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Различают четыре вида жестокого обращения или воздействия на ребенка:

физическое

сексуальное

психологическое (эмоциональное)

пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

И мы сегодня предлагаем поговорить о психологическом или эмоциональном воздействии на детей в семье. О психологическом или эмоциональном воздействии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

Психологическое или эмоциональное воздействие является самым распространённым и, пожалуй, самым жестоким видом воздействия на ребёнка. При этом оно упоминается значительно реже других, несмотря на то, что его влияние на развитие детей ничуть не менее серьёзно.

Эмоциональным воздействием является как вербальное (словесное, так и другие действия, наносящие вред нормальному эмоциональному и социальному развитию ребёнка.

Разделяют две разновидности эмоционального воздействия:

1. Эмоциональное равнодушие – это несоблюдение эмоциональных потребностей ребёнка. Такое поведение родителей не даёт ребёнку необходимого ему внимания и поддержки, или их уровень не соответствует эмоциональным нуждам ребёнка.

2. Эмоциональное воздействие – это модель поведения родителей, которая включает в себя такие воспитательные методы, как унижение, высмеивание, пренебрежение и т. п.

Формы эмоционального воздействия

Эмоциональное воздействие напрямую связано с вопросами власти и контроля над ребёнком. Самыми распространёнными его формами являются:

Отталкивание: взрослые не принимают во внимание присутствие ребёнка, не осознают его ценность, постоянно прогоняют, не обнимают, не целуют.

Игнорирование: взрослые, не интересуются ребёнком, не могут или не умеют выразить свои эмоции по отношению к нему.

Изолирование: взрослые не разрешают ребёнку общаться, играть со сверстниками, таким образом, ребёнок лишён возможности получить соответствующий опыт социального общения.

Терроризирование: взрослые выбирают одного ребёнка, которого критикуют и наказывают, а так же предъявляют к ребёнку требования, не соответствующие его уровню развития или не понятные ему.

Безразличие, равнодушие: взрослые не реагируют на проявление ребёнком жестокости, насилия по отношению к другим людям, животным.

Эксплуатация: взрослые используют ребёнка для реализации своих, а не его потребностей.

Унижение: ребёнок чувствует себя так, как о нём отзываются взрослые, а не соответственно истинному положению вещей.

Безжалостность: ребёнок не ощущает себя в безопасности и любви, для того чтобы познать мир и построить с ним гармоничные взаимоотношения.

Непоследовательность: взаимоотношения взрослого с ребёнком непоследовательны, а последовательность во взаимоотношениях позволяет ребёнку быть уверен, что его потребности будут удовлетворены.

Холодность в отношении к ребёнку: взрослые относятся к ребёнку холодно и поэтому дети видят окружающий мир ненадёжным и не доверяют ему.

Основные причины эмоционального воздействия родителями на детей:

• Некоторые родители считают, что ребёнка не надо хвалить и уделять ему слишком много внимания, т. к. боятся избаловать и испортить его.

• Некоторые взрослые считают, что ребёнок должен молчать пока его не спросят, и вообще «прилично себя вести». Запугивание и унижение, по их мнению, являются способами сохранить контроль и порядок.

• Некоторые взрослые сами в детстве были сильно травмированы и привыкли к такому стереотипу общения.

Последствия:

Эмоциональное воздействие чаще всего остаётся нераспознанным, и поэтому ни ребёнок, ни родители не получают своевременной профессиональной помощи. Если другие виды воздействия на ребенка можно распознать по физическим следам (синяки, раны, по рассказам самого ребёнка, то эмоциональное же воздействие диагностировать особенно трудно. Ребёнок может долго не проявлять никаких признаков-индикаторов, характерных для пострадавшего. Тем не менее, на психике ребёнка остаются крайне глубокие следы, которые в последующем проявляют себя самым неожиданным образом.

Главными последствиями являются:

• Низкая самооценка: дети на самом деле считают, что взрослый всегда прав, и действует в его интересах.

Эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребёнка.

• Проблемы в построении отношений: слабое эмоциональное развитие и отсутствие доверия к людям.

Часто мы, не задумываясь, используем слова, которые на самом деле очень ранят ребёнка, например: «Сейчас же иди сюда!», «Чтобы я не видел, что ты это делаешь!», «Ты что, не понимаешь! Я тебе сто раз это говорила!», «Ты ничего не можешь сделать как надо!», «Какой же ты неряха! «От тебя одни неприятности!», «Не бери, а то сломаешь!», «Ты мне надоел!».

Словами можно сделать очень больно! Ребёнок верит тому, что слышит и принимает это за правду. Но есть так же слова и выражения, которые лечат и помогают: «Ты же можешь!», «Как ты хорошо это сделал!», «Какой ты чудный!», «Я горжусь тобой!», «Без тебя я бы не смог это сделать!», «Я тебя люблю!».

Ребёнок, которого не кормят – заболевает. Ребёнок, которого не любят и не ценят, заболевает душевно.

Дети должны чувствовать себя уверенно, чувствовать, что их ценят,

понимать, что они хорошие.

Что делать родителям, чтобы эмоционально не вредить ребёнку:

1. Остановиться и успокоиться. Задуматься, что ты делаешь. Почему ты так «завёлся»?

2. Выйти из комнаты. Когда ты сердишься, успокойся, прежде чем срывать свой гнев на ребёнке.

3. Обсудить с тем, кому ты доверяешь эту проблему. Поговори с кем-то из друзей, членов семьи. Возможно, они переживают те же проблемы с детьми. Выясни, как они поступают в подобных ситуациях.

4. Посещать группу поддержки родителей. Приёмам воспитания ребёнка можно научиться.

5. Уменьшить стресс в своей жизни.

Как помочь ребёнку?

1. Уделяй время своему ребёнку. Регулярно говори ему, что ты его любишь.

2. Будь опорой для своего ребёнка.

3. Защищай своего ребёнка от насилия.

4. Хвали ребёнка. Хвали его способности, таланты, отмечай его сильные стороны.

5. Научи ребёнка справляться с неудачами.

6. Научи ребёнка думать и самостоятельно решать проблемы.

7. Уважай чувства и мысли своего ребёнка.

Как распознать эмоциональное воздействие?

Признаки эмоционального воздействия проявляются как в поведении детей, так и в поведении самих взрослых.

У детей: сосание или кусание пальцев, нарушения сна, низкая самооценка,

недоверие к людям, повышенная тревожность, агрессия, чрезмерная потребность во внимании и др.

Взрослые: обвиняют или унижают ребёнка, игнорируют или отталкивают его,

не проявляют своей любви к нему, отказываются принимать участие в решении проблем ребёнка, не заботятся о ребенке и др.

Система работы. В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей ДОУ для защиты прав ребенка в семье и предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики в данной работе.

С 2009 года в образовательных учреждениях началась работа Уполномоченных по правам всех участников образовательного процесса, в обязанность которых входит работа по разъяснению прав и обязанностей родителей и педагогов ДОУ. Эта работа включает в себя три взаимосвязанных направления.

Первое направление предполагает проведение работы по ознакомлению родителей и воспитателей ДОУ с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.

Второе направление посвящено организации практической работы воспитателей ДОУ с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.

Третье направление включает работу воспитателей ДОУ по обмену опытом между коллегами, проведение совместных встреч с родителями воспитанников, проведение открытых показов ООД по правовому воспитанию детей дошкольного возраста, и др.

Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста с широким использованием разнообразных средств и методов:

этические беседы, чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т. п.

Очевидно, что в этой сложной и многоплановой работе должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит заведующей, старшему воспитателю, психологу и воспитателю детского сада. Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, мы сможем добиться желаемого результата.

Заключение. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой – социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения, в связи с чем старшее поколение не сумело приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы, а молодежь была дезориентирована разрушением сложившихся нравственно-этических норм и традиций. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении.

Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм жестокого обращения столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел. К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача Уполномоченного по правам всех участников образовательного процесса, а вместе с ним и педагогического коллектива ДОУ состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них по предотвращению эмоциональных форм воздействия на детей дошкольного возраста.

***

Улыбка ребенка…

А что это значит? -

Небо, кометы и солнце в придачу,

Целой Вселенной кусок на ладони,

То, чего в жизни не каждый достоин,

То, что даруется всем, как и свет,

Что на вопросы единый ответ,

То, что в душе притаилось на веки,

То, что не купишь в соседней аптеке,

То дорогое, чему нет цены,

Мир без насилия, плача, войны!

Пусть же на нашей горячей планете

Всем улыбаются радостно дети!

Уполномоченный по правам

всех участников

образовательного процесса

МДОУ – детский сад №10

ПОПОВА

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Публикации по теме:

Система оздоровительной и профилактической работы средствами моторно-сенсорной коррекции Система оздоровительной и профилактической работы средствами моторно-сенсорной коррекции В свете новых тенденций в образовании уделяется.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Конспект «Арттерапия как средство коррекции эмоционального напряжения детей в ДОУ на основе мандало-терапии» Цель: коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Обучение детей мыслить образно и создавать волшебную.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ .

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУСистема работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Проблема обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге актуальна и современна, её решение помогает сформировать систему.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Вернемся ненадолго в детство» Цель: профилактика профессионального эмоционального выгорания; формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья.

Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Система работы по профилактике и коррекции психологического и эмоционального воздействия на детей
Опубликовано: 25 августа 2018 в 00:34
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Консультация для родителей «ПДД для детей дошкольного возраста»
С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится грузовик? Ты...
Сценарий мероприятия «День матери»
Звучит музыка. Ведущий: Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре...