Марина Натейкина
Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»
Выполнили: Натейкина Марина Александровна
Мартьянова Ирина Владимировна
воспитатели Детского сада № 202 ОАО «РЖД»
Публикация «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
По мнению А. Р. Лурия развитие коммуникативной компетентности представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т. Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства. Коммуникативные способности дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умения ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.). Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии ребенка-дошкольника. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту. Наблюдая за детьми в течение длительного времени, мы не смогли не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков. Детям трудно разобраться в сложном мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого, не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям в социально-психологической адаптации в обществе и по преодолению агрессивных тенденций у детей 5-7 лет в условии социально одобряемых форм поведения является реализация выбранной нами программы коррекционно-развивающих занятий представленных в изданиях: автора Светланы Ивановны Семенака «Учим детей доброжелательному поведению», «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе». Эта коррекционно-развивающая программа, называемая «Уроки добра», включает в себя комплекс из 40 интегрированных занятий. Занятия, продолжительностью 30 минут, проводятся совместно с педагогом-психологом, 1 раз в неделю в течение года. В процессе занятий педагоги должны решить ряд важных задач:
• раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», а также эмоций, которые им соответствуют;
• познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
• учить дошкольников видеть эмоциональное состояние другого человека и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
• развивать эмоциональную произвольность;
• учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
Также, данный цикл занятий нацелен на формирование у детей осознания защитных реакций. Цели и содержание занятий определены с учетом характеристики способов нейтрализации защитных механизмов:
• снижение значимости травмирующего фактора;
• повышение самооценки;
• снижение значимости неудачных поступков и действий.
Структура занятий выглядит следующим образом:
1. Создание и обсуждение проблемной ситуации.
2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.
3. Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).
4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия.
Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей и их возраста.