Приложение МААМ

Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Марина Натейкина
Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»

Выполнили: Натейкина Марина Александровна

Мартьянова Ирина Владимировна

воспитатели Детского сада № 202 ОАО «РЖД»

Публикация «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» размещена в разделах

По мнению А. Р. Лурия развитие коммуникативной компетентности представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т. Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства. Коммуникативные способности дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умения ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.). Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии ребенка-дошкольника. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту. Наблюдая за детьми в течение длительного времени, мы не смогли не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков. Детям трудно разобраться в сложном мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого, не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям в социально-психологической адаптации в обществе и по преодолению агрессивных тенденций у детей 5-7 лет в условии социально одобряемых форм поведения является реализация выбранной нами программы коррекционно-развивающих занятий представленных в изданиях: автора Светланы Ивановны Семенака «Учим детей доброжелательному поведению», «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе». Эта коррекционно-развивающая программа, называемая «Уроки добра», включает в себя комплекс из 40 интегрированных занятий. Занятия, продолжительностью 30 минут, проводятся совместно с педагогом-психологом, 1 раз в неделю в течение года. В процессе занятий педагоги должны решить ряд важных задач:

• раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», а также эмоций, которые им соответствуют;

• познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

• учить дошкольников видеть эмоциональное состояние другого человека и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

развивать эмоциональную произвольность;

• учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)

Также, данный цикл занятий нацелен на формирование у детей осознания защитных реакций. Цели и содержание занятий определены с учетом характеристики способов нейтрализации защитных механизмов:

• снижение значимости травмирующего фактора;

• повышение самооценки;

• снижение значимости неудачных поступков и действий.

Структура занятий выглядит следующим образом:

1. Создание и обсуждение проблемной ситуации.

2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.

3. Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).

4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия.

Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей и их возраста.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольниковИгротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников На протяжении ряда лет одним из приоритетных направлений своей профессиональной деятельности я считаю работу по социально-личностному развитию.

ИКТ как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников с ЗПР Речь играет огромную роль в развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную.

Консультация «Мнемотаблицы как средство развития словесно-логической памяти у старших дошкольников» «Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и.

Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР» Степень изученности проблемы (Основные концептуальные положения) Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное.

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологическое развитие детей в настоящее.

Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
Опубликовано: 15 марта 2017 в 12:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Натейкина (УИ 727288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД