Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)

Елена Кривошеева
Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания, права и обязанности.

Педагогическим кредо педагога развивающего обучения должны быть такие слова: «Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания».

Для развития творческого потенциала каждого ребёнка на занятиях создаю развивающую среду, способствующую реализации детских интересов, их жизненной активности.

Занятия построены так, чтобы ребёнок не только слушал педагога-психолога, но и сам являлся бы участником процесса развития, постоянно упражнялся в выполнении игровых заданий.

Для подготовки и проведения занятий с детьми на качественном уровне, использую информационные технологии. Информационные технологии являются мощным техническим средством обучения, необходимым для совместной деятельности, как педагогов, родителей, так и дошкольников.

Одним из элементов технологии развивающего обучения в старшем дошкольном возрасте является умение педагога-психолога организовать, построить и поддержать дискуссию, которая учит детей мыслить, аргументировано приводить доводы.

В качестве подведения итога задания, результатов его выполнения, использую взаимопроверки, которые очень нравятся детям.

Радость нового «Открытия» дарит ребёнку заряд положительных эмоций, радость победы побуждает его к новой деятельности с верой в собственные силы.

Содержательное общение педагога-психолога с каждым ребёнком с учётом уровня его развития, интересов и потребностей, является основой для построения процесса развивающего обучения.

В процессе развивающего обучения с детьми старшего дошкольного возраста включаю в занятия элементы современных технологий: игры Воскобовича, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, метод фокальных объектов, цепочки ассоциаций, мозговой штурм, лимерики, загадки, друдлы.

Моя задача, как педагога-психолога, стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

• высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.);

• высокий уровень активности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и контроле за ними.

Игровое задание «Составление предложений»

Цель: развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

• Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);

• сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);

• творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Задание для педагогов: корова, аэродром, солнце

Игровое задание «Метод фокальных объектов»

Цель: требуется совместить несовместимое; продуцирование большого количества различных гипотез; установка на множественность вариантов решения

В столбце слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства

1. Автобус

2. Барабан

3. Бетон

4. Веревка

5. Газета

Ароматный

Беспрерывный

Воздушный

Жидкий

Изменчивый

Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца:

- Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои.

- Беспрерывный автобус - длинный - предлинный.

- Воздушный автобус - аэробус.

- Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальном помещении - люди, при столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара.

- Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, скорость.

Соединяя, таким образом, каждое существительное со всеми прилагательными, можно обнаружить немало любопытных идей.

Задание для педагогов: Барабан

Игровое задание «Поиск общего»

Цель: формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом-психологом (например, тарелка и лодка).

- Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину»);

- необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете.

Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Задание для педагогов: стол и забор

Игровое задание «Поиск предметов по заданным признакам»

Цель: формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета.

Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Задание для педагогов: Шторы и палас

Мозговой штурм

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи.

На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановку задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу.

Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Можно научить детей позитивной критике.

Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком".

Темы мозгового штурма для детей

- Чем можно рисовать на асфальте?

- Как сделать разноцветную льдинку?

«Буриме»

Означает стихотворение, обычно, шуточного характера, на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

Например: «тишина – весна»

«…Все умолкло. Тишина.

Где же ты, скажи, весна?»

Задание для педагогов: «краски-сказки»

Дети:

«…Нарисовали краски,

Детям прекрасные сказки…»

«…Купила мама краски,

Ну, прямо, как из сказки…»

«Лимерик»

Это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы.

Например:

«…Жил да был старик болотный,

Вздорный дед и тягомотный,

На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел

Въедливый старик болотный…»

По данной схеме придумайте свои лимерики:

• первая строчка - выбор героя,

• вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии,

• третья и четвертая - само действие,

• пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа.

Дети:

«…Жил на свете крокодил

Жадным был и очень злым

Он на дереве сидел

Мух и комаров всех съел

Потому что был один,

злой и вредный крокодил…»

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.

«Технологии развивающего обучения» В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС. В своей работе я опираюсь на принцип развивающего.

Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования» Слайд 1 Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование.

Доклад из опыта работы воспитателя по развитию познавательных интересов дошкольников. «Развитие познавательных интересов посредством интеграции образовательных областей в процессе непосредственно образовательной деятельности».

Доклад «Развитие познавательного интереса через ознакомление с природой» (из опыта работы) На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием Федерального государственного.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.

Мастер-класс «Применение технологии моделирования в ходе коррекционного-развивающего обучения с детьми».Мастер-класс «Применение технологии моделирования в ходе коррекционного-развивающего обучения с детьми». .

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы) В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 23:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...
Мастер-класс «Игрушка из перчатки «Рыбка»
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению грушки из перчатки. Наверное, каждый терял зимой перчатки или варежки, особенно обидно, когда одна...
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Нет...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме « Нет лучше Родины нашей». Цель: развивать у детей чувство...