Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр

Наталья Гума
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр

Подготовила – воспитатель Iкатегории:

МАДОУ «Лесовичок»

Гума Наталья Алексеевна.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

М. В. Ломоносов.

Актуальность.

Развитие умственных способностей у детей имеет особое значение для подготовки их к школьному обучению. Важно не только, какими знаниями, умениями и навыками владеет ребёнок, а готов ли он получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

• Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных развивающих дидактических игр, задач, головоломок, логических упражнений.

Цель работы:

Создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.

Задачи:

Развивать творческие и интеллектуальные особенности детей.

Развивать воображение, образное и логическое мышление, умения сравнивать, видоизменять, классифицировать, обобщать.

• Учить детей устанавливать отношения между частями целого, чисел и измерения.

• Повышать способности к установлению математических связей, закономерностей.

Начиная развивать ребёнка и знакомить его с миром математики, я хочу, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Язык математики – это язык абстракции, логики, символа. Чтобы действительно понимать эту науку, в последствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего необходимо понять, а не заучивать, о чём идёт речь.

Математическое развитие воспитанников я осуществляю через совместную познавательно-игровую деятельность.

Использую такие средства,как:

Средства, развивающие логическое мышление:

• Загадки. Загадки – шутки.

• Игры – головоломки.

• Разгадывание ребусов.

• Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.

• Тексты, помогающие в развитии операций обобщения, классификации.

• Блоки Дьенеша.

• Цветные палочки Кюизенера.

• Кубики Никитина.

Всю работу по развитию у дошкольников элементов логического мышления, я строю на игровых педагогических технологиях З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Е. А. Носовой, Р. Л. Непомнящей «Логика и математика», Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», А. А. Столярова «Давайте поиграем».

Широко использую игры: «Чем отличается одна фигура от другой», «Найди два одинаковых предмета», «Какая фигура лишняя?», «Продолжи ряд». Задачи в этих играх представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа подбирают недостающие фигуры, меняют их местами, пересказывают предметы.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур и задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Этот вид задач интересен для дошкольников своей наглядностью, необычностью постановки вопроса и решения.

Особое место в моей работе занимают игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений – игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.Это игры: «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». У детей развиваются умения анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.

В своей работе применяю, во всём мире широко известный дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.

Программа «Детство» Т. И. Бабаевой, по которой обучаются мои воспитанники, включает использование логических блоков венгерского математика и психолога Зонтан Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Играя с блоками Дьенеша, дети выполняют разнообразные предметные действия (группируют по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).

В группе имеется специальное место для игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие математическому развитию детей (игры, шашки, домино, лабиринты и многое другое). Дети в любое время могут там играть.

Совершенствование работы по развитию мышления ребёнка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу помогало решать ряд педагогических задач. Провожу с родителями индивидуальные консультации, совместные праздники, викторины, КВН. Приглашаю родителей на открытые занятия – игры. Оформила папку «Игры – головоломки для занятий дома». Провожу практикумы, ориентируя родителей в мире логико-математических игр.

Без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств.

И так, на мой взгляд, без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают мне успешно планировать и реализовать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста и как следствие, последующего школьного обучения.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний». Актуальность: каждый дошкольник - маленький.

Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии Жиркова Лилия Ивановна, физинструктор МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №15 “Кэнчээри” с. Сайылык, Кобяйский Улус, Республика.

Консультация для родителей «Развитие логико-математических способностей дошкольников» Всем известно, что дети дошкольного возраста очень любознательные. Они постоянно задают взрослым бесчисленное множество «почему» и «зачем».

Консультация для родителей «Развитие логического мышления средствами логико-математических игр» На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте,.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» МАСТЕР-КЛАСС «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» Автор: Шейн Е. В., воспитатель.

Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений Методическая разработка: Тема: Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений для закрепления.

Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» Актуальность проблемы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми.

Собрание-практикум «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам логико-математических игр» «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам логико-математических игр» Цель: осуществление педагогического.

Библиотека изображений:
  • Дидактические игры для детей
  • Учимся считать
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 11:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки