Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр

Наталья Гума
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр

Подготовила – воспитатель I категории:

МАДОУ «Лесовичок»

Гума Наталья Алексеевна.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

М. В. Ломоносов.

Актуальность.

Развитие умственных способностей у детей имеет особое значение для подготовки их к школьному обучению. Важно не только, какими знаниями, умениями и навыками владеет ребёнок, а готов ли он получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

• Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных развивающих дидактических игр, задач, головоломок, логических упражнений.

Цель работы:

Создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.

Задачи:

Развивать творческие и интеллектуальные особенности детей.

Развивать воображение, образное и логическое мышление, умения сравнивать, видоизменять, классифицировать, обобщать.

• Учить детей устанавливать отношения между частями целого, чисел и измерения.

• Повышать способности к установлению математических связей, закономерностей.

Начиная развивать ребёнка и знакомить его с миром математики, я хочу, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Язык математики – это язык абстракции, логики, символа. Чтобы действительно понимать эту науку, в последствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего необходимо понять, а не заучивать, о чём идёт речь.

Математическое развитие воспитанников я осуществляю через совместную познавательно-игровую деятельность.

Использую такие средства, как:

Средства, развивающие логическое мышление:

• Загадки. Загадки – шутки.

• Игры – головоломки.

• Разгадывание ребусов.

• Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.

• Тексты, помогающие в развитии операций обобщения, классификации.

• Блоки Дьенеша.

• Цветные палочки Кюизенера.

• Кубики Никитина.

Всю работу по развитию у дошкольников элементов логического мышления, я строю на игровых педагогических технологиях З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Е. А. Носовой, Р. Л. Непомнящей «Логика и математика», Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», А. А. Столярова «Давайте поиграем».

Широко использую игры: «Чем отличается одна фигура от другой», «Найди два одинаковых предмета», «Какая фигура лишняя?», «Продолжи ряд». Задачи в этих играх представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа подбирают недостающие фигуры, меняют их местами, пересказывают предметы.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур и задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Этот вид задач интересен для дошкольников своей наглядностью, необычностью постановки вопроса и решения.

Особое место в моей работе занимают игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений – игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игры: «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». У детей развиваются умения анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.

В своей работе применяю, во всём мире широко известный дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.

Программа «Детство» Т. И. Бабаевой, по которой обучаются мои воспитанники, включает использование логических блоков венгерского математика и психолога Зонтан Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Играя с блоками Дьенеша, дети выполняют разнообразные предметные действия (группируют по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).

В группе имеется специальное место для игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие математическому развитию детей (игры, шашки, домино, лабиринты и многое другое). Дети в любое время могут там играть.

Совершенствование работы по развитию мышления ребёнка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу помогало решать ряд педагогических задач. Провожу с родителями индивидуальные консультации, совместные праздники, викторины, КВН. Приглашаю родителей на открытые занятия – игры. Оформила папку «Игры – головоломки для занятий дома». Провожу практикумы, ориентируя родителей в мире логико-математических игр.

Без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств.

И так, на мой взгляд, без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают мне успешно планировать и реализовать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста и как следствие, последующего школьного обучения.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний». Актуальность: каждый дошкольник - маленький.

Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии Жиркова Лилия Ивановна, физинструктор МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №15 “Кэнчээри” с. Сайылык, Кобяйский Улус, Республика.

Консультация для родителей «Развитие логико-математических способностей дошкольников» Всем известно, что дети дошкольного возраста очень любознательные. Они постоянно задают взрослым бесчисленное множество «почему» и «зачем».

Консультация для родителей «Развитие логического мышления средствами логико-математических игр» На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте,.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» МАСТЕР-КЛАСС «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» Автор: Шейн Е. В., воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 11:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»
Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики В процессе...
Фотоотчёт по рисованию в средней группе «Весёлые матрёшки»
Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Задачи: 1.  «Художественно-эстетическое...
Праздник «Моя азбука» в детском саду с участием учащихся 1 класса
Цель: в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Азбука» Задачи: - пробудить у детей дошкольного возраста интерес к учебе; - отрабатывать у...
Педагогический проект «В кругу друзей»
МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. В современном мире большое значение и актуальность приобретает изучение...
Конспект занятия «В гости к кукле»
Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой...