Елена Вавилова
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Максимальная реализация образовательного потенциала, должна обеспечиваться предметно – развивающей средой.
2. Что включает в себя доступность предметно – развивающей среды.
2.1. Все помещения в которых осуществляется образовательный процесс, должны быть доступны детям.
2.2. Должен быть осуществлен свободный подход ко всем игрушкам, играм, пособиям обеспечивающим все основные виды деятельности.
Публикация «Доклад „Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
С учетом ФГОС,организация развивающей среды в каждой группе и в ДОУ в целом должна строиться на том, чтобы предоставить наибольшую возможность для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его уровня активности и интересов.
Необходимо периодически обогащать среду элементами развивающими и стимулирующими двигательную активность, Эмоциональную и познавательную деятельность.
Все в предметно – развивающей среде организуется так, чтобы каждый воспитанник мог свободно увлекаться тем – что ему нравится.
Необходимо размещать оборудование по строго отмеченным секторам – которые будут позволять детям объединяться в подгруппы по интересам например театрализованная деятельность, художественное творчество, конструирование, экспериментирование, ручной труд.
Необходимым активизатором, раздрожителем для стимуляции познавательной деятельности должны служить такие материалы, как: игрушки, модели, технические средства, игры, мензурки, весы, лупы с различным увеличительным размером, необычные музыкальные инструменты и приборы, всевозможные устройства стемулирующие все – для начала сбора новых коллекций в том числе и для экспериментальной деятельности.
Также необходимо, чтобы активизаторы делились – для девочек и для мальчиков. Очень важно иметь большое количество всевозможных материалов, таких как : жгуты, ленточки, веревочки, коробочки, проволочки, пробочки и т. д. которые можно творчески использовать в любой момент и в любой игре, для решения каких бы то ни было задач.
В подготовительных к школе группах. необходимо иметь предметы побуждающие интересоваться школой : цифры, печатные буквы, книги с крупным шрифтом, ребусы, настольно – печатные игры с цифрами и буквами, всевозможные таблицы, картинки и фото отражающие школьную тематику, возможно даже фото детей которые раньше ходили в группу – а теперь стали учениками, или же фото старших братьев и сестер. Всевозможные предметы для игры в школу.
Также нужно, что бы в группе находились предметы и пособия позволяющие побуждать развитие в более широких областях социальных интересов : это детские развивающие журналы, всевозможные энциклопедии о животных, о нашей вселенной, о растениях имеющихся на нашей планете, о жизни культуре различных народов населяющих землю и многие другие.
А в целом все, что окружает детей в детском саду – должно обеспечивать полную безопасность жизни и быть направлено на укрепление здоровья и закаливание организма каждого воспитанника.
В принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно развивающей среды группы и детского сада в целом, способствует формированию единой предметно – пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка,организуется все необходимое. Сюда входит и организация нескольких предметно – развивающих «сред» :
- среда для физической активности,
- среда для речевого развития,
- среда для математического развития,
- среда для эстетического развития.
Которые должны быть многофункциональными и модульными в зависимости от ситуации. Когда ребенок на первом этапе овладевает какой либо из данных сред, ему очень сложно – для этого, каждое действие ребенка необходимо сопровождать речевыми комментариями, например «Я сажусь на стул» или Я иду рисовать» ит. д.
В отечественном образование и его практике есть несколько способов обыгрывания среды, которые имеют самый прямой развивающий и обучающий эффект
- показ предмета и его называние,
- показ действий с предметом и их называние,
- предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирования.
Несколько советов по созданию предметно – развивающей среды.
1. Среда должна служить для развития потребностей ребенка и его интересов.
2. Пространство необходимо использовать компактно, гибко и модульно.
3. Предметно – развивающая среда должна выполнять побуждающую, развивающую, коммуникативную, стимулирующую, образовательную, воспитывающую функции.
4. Самое главное среда должна развивать индивидуальность ребенка и работать на развитие самостоятельности.
5. Элементы декораций, форма,размер всех предметов должны быть модульными и направлены на безопасное использование и ориентированы на возрастные особенности денного возраста.
6. Цветовая гамма должна составлять пастельные и теплые тона окраски.
7. Необходимо учитывать,ведущий в дошкольном образовании вид деятельности- ИГРУ.
8. Так же среда должна видоизменяться в зависимости от образовательной программы, периода обучения и возрастных особенностей.