МААМ-картинки

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности

Светлана Анатольевна Стадник
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности

Слайд № 1.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности.

Слайд № 2.

Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позже формируется речь, беден словарный запас, присутствуют аграмматизмы в речи, правильное употребление глаголов, предлогов, союзов нарушается, также дети неправильно согласуют слова в роде и числе. Всё это влияет на общение с окружающими и дальнейшее нормальное развитие речи ребёнка.

Публикация «Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности» размещена в разделах

По мнению многих авторов (Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., преодоление ОНР происходит с помощью применения поэтапной системы развития речи.

Так, Лалаева Р. И выделяет следующие этапы формирования словаря :

1. Увеличение объёма словаря;

2. Конкретизация и уточнение значений слов;

3. Формирование структуры значения слов;

4. Развитие лексической системности и семантических полей;

5. Распространение связей между словами в своём лексиконе.

Слайд № 3.

Структуру логопедической работы предложила Л. Н. Ефименкова, она нацелена на формирование лексико-грамматического строя речи и ведётся по трём направлениям (увеличение словаря, развитие фразы и использование её в связной речи). Сначала происходит работа над словом, где увеличивается, конкретизируется и активизируется словарный запас. Дети сталкиваются с такими понятиями, как словоизменение и словообразование. Обучаются делить слова на слоги. Также расширяется активный и пассивный словарь. Увеличение словаря происходит не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок.

Слайд № 4.

Н. В. Серебрякова и Р. И. Лалаева считают, что логопеду важно проводить работу по увеличению словаря одновременно с распространением представлений ребёнка об окружающем мире, так же требуется учитывать развитие познавательной сферы ребёнка, а именно мышления, памяти, внимания и т. д. Логопед в процессе работы должен конкретизировать значения слов, которые не знакомы ребёнку.

Помимо увеличения словаря, необходимо формировать фразовую речь. Работа по развитию фразовой речи включает в себя работу над структурой фразы, над интонационным и грамматическим оформлением. Для этого применяются специальные упражнения, их основой является постепенный переход от простого предложения к сложному и распространённому. Расширение простого предложения происходит постепенно. Для начала в предложение включается дополнение (слов в винительном, творительном, дательном падежах, затем присоединятся определение. И только в конце в предложение включается косвенное дополнение родительного, творительного, винительного, дательного падежей, а также обстоятельство.

Одновременно с работой над фразовой речью, идёт работа по формированию интонации у детей.

Слайд № 5.

Представляю методики, которые использую в своей работе по формированию лексико-грамматических категорий речевой деятельности у дошкольников.

Развивающая игра «Фразовый конструктор». Авторы Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова.

Слайд № 6.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Авторы М. А Панова, О. А. Гусева.

Слайд № 7.

Игры на образование сложных слов. Авторы М. А Панова, О. А. Гусева.

Слайд № 8.

Предлоги С, ИЗ, У, ЗА, НАД. Предлоги В, НА, ПОД, К, ОТ. Авторы Каширина И. И., Парамонова Т. М.

Развивающие игры для дошкольников "Предлоги" поможет понять значение и правила употребления предлогов; развить речь, внимание и память ребенка.

Слайд № 9.

Круги или кольца Луллия. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Слайд № 10.

Рассмотрим подробнее данные методики. Предлагается принять участие педагогам.

Развивающая игра «Фразовый конструктор».

В игре могут принимать участие от 1 ребенка до группы детей. Дети научатся составлять предложения различного типа:

• из 2-х слов, в которых подлежащим является существительное единственного и множественного числа именительного падежа, а сказуемым – глагол единственного или множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени;

• из 3-х слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлогов;

• из 4-х слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.

При составлении предложений дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны так, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.

Предложите свои варианты (участники предлагают существительные).

Слайд № 11.

Особое внимание следует уделять символическим изображениям глаголов. Перед началом игр, детей необходимо познакомить с символами.

Предложите свои варианты глаголов.

Слайд № 12.

При составлении предложений из 4-х слов дети учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Для этой цели предназначены карточки основных и оттеночных цветов и предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, которыми можно воспользоваться для обозначения относительных прилагательных (яблочный, клубничный, морковный и т. д.).

Кроме того, в игровом материале содержатся карточки, позволяющие ввести в речь детей такие прилагательные, как полосатый, клетчатый, разноцветный (пёстрый, пятнистый.

Ведущим игр является взрослый.

Слайд № 13.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи «Слова-иностранцы» (1 и 2 части)

Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями; используются как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

Игровой материал представлен в виде цветных картинок и карточек, составленных по принципу «домино», с контурным изображением предметов, обозначающих несклоняемые существительные.

Слайд № 14.

Задачи:

• учить употреблять несклоняемые существительные в ед. и мн. числе;

• закреплять родовую принадлежность слов-иностранцев;

• согласовывать с количественными числительными;

• развивать слухоречевую память;

формировать языковой анализ и синтез;

• развивать зрительное восприятие;

• развивать практический опыт узнавания предметов в разных модальностях;

• обучать сличать контурные, силуэтные изображения и соотносить их с реальными предметами;

• закреплять навыки счета.

Слайд № 15.

Игры «Сложные слова» - образование сложных слов.

Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, используются как в индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях.

Игры помогают развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов. Развивают речемыслительные процессы.

Игровой материал представлен в виде карточек-схем, цветных больших картинок и маленьких цветных карточек с контрастным изображением предметов, что позволяет работать с детьми, имеющими нарушение зрения.

Суть игры заключается в следующем: на каждую часть сложного слова придумана картинка (изображение). Таким образом, всё слово зарисовано схематически, а ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит его целиком. Каждая большая картинка объединяет слова с одним большим корнем, а вторую часть слова ребенок должен договорить сам, опираясь на картинки-подсказки, изображенные на маленьких карточках.

Названия предметов и значение слов следует проговорить заранее. Эта предварительная работа способствует обогащению словарного запаса, формированию понятийной основы и усвоению значения слова, развитию связной речи.

С пособием ребенок должен работать вместе со взрослым. В ходе таких упражнений должны многократно проигрываться способы образования сложных слов с достаточно большим количеством примеров на конкретный корень, чтобы дети понимали их значение и на практике овладели общим принципом их образования. Важно следить за отчетливостью произношения сложных слов и не оставлять без внимания ошибки.

Для читающих детей составляющие сложных слов написаны в пустых квадратиках. Перед выбором маленькой карточки ребенок может прочитать слово, что способствует закреплению навыка чтения, развитию языкового анализа и синтеза.

Слайд № 16.

Я представила те методики, которые мною апробированы и которые использую в коррекционной работе. Желаю всем творческих успехов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе Муниципальное дошкольно образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

Конспект ООД по формированию фонетических средств языка и развитию лексико-грамматических категорий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Конспект.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по» Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето». Цель: Обучение умению использовать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами» .

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Животные жарких стран» Тема: «Животные жарких стран». Цели: 1) - Закрепить знания детей о животных южных стран, активизировать словарь по данной теме; - Совершенствовать.

Методика обследования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР «МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР» Подготовила: Бабаева Надежда.

Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Следует отметить, что в последнее время прослеживается.

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Мебель для Карлсона» Технологическая карта логопедического занятия Ф. И. О. Турова Наталья Владимировна Группа: группа компенсирующей направленности (логопедическая).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 15:27
+177Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД