Папки-передвижки

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Елена К
Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№5 «Ромашка» г. Елизово.

ДОКЛАД

Тема: «Влияние художественной литературы на развитие речи

детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Выполнила : воспитатель Куртова Е. С.

Публикация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, мыслить, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведении, их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях.

• С помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения.

Развивать умение слушать и воспринимать художественную речь.

• Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность.

Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, развивать эмоциональную отзывчивость.

• Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. В группе отведено специальное место для организации книжного уголка, где ребенок может видеть книгу не только в руках педагога, но и сам может взять понравившуюся книгу, спокойно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам. Ребенок впервые учится самостоятельно общаться с книгой: знакомится с книжным уголком, его устройством и значением; учится рассматривать книгу, соблюдая установленные правила (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).

В книжном уголке представлены разнообразные по своему оформлению, по величине, по содержанию книги и иллюстрации в соответствии с возрастными особенностями детей. Меняющиеся по тематическим темам в «уголке» книги, иллюстрации и альбомы позволяют детям дошкольного возраста окунуться в мир природы и растений, лучше понять его тайны и закономерности.

В мир животных и птиц, где благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота», дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.

В сказочный мир добра и зла, знакомиться с весёлыми и шуточными рассказами для детей, а также с рассказами и стихами об истории нашей родины и др.

Начиная с младшей группы детей я подводила к различению жанров. Конечно, я не углублялась в понимания специфики жанров, а всего лишь называла жанр литературного произведения : «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь» — это сказка, «Игрушки» А. Барто — это стихотворение.

В средней группе продолжала ознакомление детей с художественной литературой, фиксируя внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения) .

После рассказывания сказок учу детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Большое внимание уделяю беседе о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

После прочтения произведения задаю детям следующие вопросы:

1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

- что больше всего понравилось в произведении?

- кто больше всех понравился?

- нравится или не нравится тот или иной герой?

Эти вопросы задаю, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.

3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок (русская народная сказка «Маша и медведь»? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей.

4. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку? Почему писатель так назвал произведение?

После чтения стихотворения С. Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу / понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т. д. А затем, задаю другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка, Какой он?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной.

Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления.

Иногда перед чтением обращаюсь к опыту детей : напоминаю им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы на участке видели снегиря? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил снегиря и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Владик ты любишь свою маленькую сестренку?. А ты, Максим?. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но. его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.

Очень нравится детям разыгрывать потешки в лицах, что способствует развитию диалогической речи (например, потешка «Идёт лисичка по мосту», «Кисонька- мурысенька, где ты была?», а в потешках «Наш козёл», «Зайчишка-трусишка» и других дети с помощью мимики, жестов и выразительных движений показывают образ животного.

Решая задачи звуковой культуры речи я обращала внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, добивалась, чтобы дети проговаривали полные фразы и предложения, затем перенося эти навыки в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Таким образом, художественная литература влияет на всестороннее развитие речи.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 10:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена К (УИ 1503029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД