Елена К
Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№5 «Ромашка» г. Елизово.
ДОКЛАД
Тема: «Влияние художественной литературы на развитие речи
детей дошкольного возраста» (средняя группа)
Выполнила : воспитатель Куртова Е. С.
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, мыслить, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведении, их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях.
• С помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения.
• Развивать умение слушать и воспринимать художественную речь.
• Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность.
• Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, развивать эмоциональную отзывчивость.
• Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. В группе отведено специальное место для организации книжного уголка, где ребенок может видеть книгу не только в руках педагога, но и сам может взять понравившуюся книгу, спокойно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам. Ребенок впервые учится самостоятельно общаться с книгой: знакомится с книжным уголком, его устройством и значением; учится рассматривать книгу, соблюдая установленные правила (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).
В книжном уголке представлены разнообразные по своему оформлению, по величине, по содержанию книги и иллюстрации в соответствии с возрастными особенностями детей. Меняющиеся по тематическим темам в «уголке» книги, иллюстрации и альбомы позволяют детям дошкольного возраста окунуться в мир природы и растений, лучше понять его тайны и закономерности.
В мир животных и птиц, где благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота», дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.
В сказочный мир добра и зла, знакомиться с весёлыми и шуточными рассказами для детей, а также с рассказами и стихами об истории нашей родины и др.
Начиная с младшей группы детей я подводила к различению жанров. Конечно, я не углублялась в понимания специфики жанров, а всего лишь называла жанр литературного произведения : «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь» — это сказка, «Игрушки» А. Барто — это стихотворение.
В средней группе продолжала ознакомление детей с художественной литературой, фиксируя внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения) .
После рассказывания сказок учу детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
Большое внимание уделяю беседе о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.
После прочтения произведения задаю детям следующие вопросы:
1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.
- что больше всего понравилось в произведении?
- кто больше всех понравился?
- нравится или не нравится тот или иной герой?
Эти вопросы задаю, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.
3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок (русская народная сказка «Маша и медведь»? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей.
4. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку? Почему писатель так назвал произведение?
После чтения стихотворения С. Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу / понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т. д. А затем, задаю другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка, Какой он?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной.
Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления.
Иногда перед чтением обращаюсь к опыту детей : напоминаю им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы на участке видели снегиря? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил снегиря и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Владик ты любишь свою маленькую сестренку?. А ты, Максим?. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но. его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
Очень нравится детям разыгрывать потешки в лицах, что способствует развитию диалогической речи (например, потешка «Идёт лисичка по мосту», «Кисонька- мурысенька, где ты была?», а в потешках «Наш козёл», «Зайчишка-трусишка» и других дети с помощью мимики, жестов и выразительных движений показывают образ животного.
Решая задачи звуковой культуры речи я обращала внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, добивалась, чтобы дети проговаривали полные фразы и предложения, затем перенося эти навыки в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
Таким образом, художественная литература влияет на всестороннее развитие речи.