Папки-передвижки

Доклад воспитателя к семинару. «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»

Любовь Александровна Качурина
Доклад воспитателя к семинару. «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Публикация «Доклад воспитателя к семинару, „Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей“» размещена в разделах

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Несмотря на то, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия.

В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Суть ее заключается в следующем:

Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие.

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - «личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития».

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Все эти вопросы привели к необходимости работать над проблемой взаимодействия ДОУ и семьи дошкольного возраста.

Приведем схему, разработанную педагогами Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Таблица.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т. д.

Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Заключение.

Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад является институтом вторичной социализации. Все этапы процесса тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.

Необходимо использовать различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

Семейные проекты, мастерклассы где родители активно включаются в образовательный процесс.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.

В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания должны быть обусловлены темой предстоящего собрания.

Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие их дети. К выступлению на собраниях должны подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству.

По мнению лекторов, не надо увлекаться развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит».

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения.

Можно изготовить ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получит отклик у родителей. Родители могут задавать разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Наглядно-информационные методы взаимодействия с родителями знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей лишь поверхностно. Очень эффективно использовать видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии.

Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей» Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы. От образованных.

Доклад об экологическом воспитании в ДОУ Воспитатель средней группы "Детский сад № 17" ГБОУ ООШ № 2 пгт Новосемейкино Пернаровская Л. М. Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего.

Взаимодействие детского и семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому воспитанию детей Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства.

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНРВзаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной.

Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях. Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях. Автор Ойношева А. И, воспитатель Аннотация. Статья посвящена.

Взаимодействие семьи и Удод в эстетическом воспитании детей «Музыка – искусство, т. е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» Б. Асафьев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад воспитателя к семинару. «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 21:43
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад воспитателя к семинару. «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Александровна Качурина (УИ 1931336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД