Лучший педагог года

Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся

Людмила Петрова
Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся

Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Тамбовский политехнический техникум им. М. С. Солнцева"

Доклад на тему:

Формы и методы производственного

обучения, влияющие на творческую активность

обучающихся.

Подготовила:

мастер п/ о:Петрова Л. А.

2016г.

Пояснительная записка

Публикация «Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся» размещена в разделах

Основными проблемами производственного обучения, как и обучения в целом, являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются формы и методы обучения, влияющие на творческую активность обучающихся. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит количество л качество получающих обучающимися знаний, навыков и умений.

План

1. Формы производственного обучения :

урок (вводный, текущий и заключительный

инструктаж); производственная практика.

2. Методы производственного обучения :

• показ приёмов трудовых действий;

• упражнения;

• упражнения и самостоятельная работа;

• письменное инструктирование;

«активные методы» производственного обучения;

• игры;

обучение обучающихся передовым высокопроизводительным приёмам и способам работы.

Литература

1. С. Я. Батышев «Профессиональная педагогика» 2-е

издание, Москва. 1999г.

2. Ю. Р. Вытев «Оценка профессиональной

подготовленности выпускников профессионально-технических училищ», Москва «Высшая школа» 1983г.

Основными проблемами производственного обучения, как и обучения в целом, являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются формы и методы обучения, влияющие на творческую активность обучающихся. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит количество и качество получающих обучающимися знаний, навыков и умений.

Самой распространенной формой производственного обучения является урок производственного обучения (занятие в учебных мастерских). На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности обучающихся. Это определяет структуру урока производственного обучения, его содержание и методы обучения, а также продолжительность занятий (как правило, полный учебный день - шесть учебных часов).

Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых её можно выполнить; б) ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату (продукту) труда; в) объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных её частей (приёмов, операций и т. д., г) предупреждение обучающихся о возможных затруднениях, ошибках; при необходимости показ способов самоконтроля за выполнением операций.

Активизация познавательной деятельности в ходе вводного инструктажа способствуют актуализация ранее полученных знаний, практических навыков и умений, показ практической значимости изучаемого материала для профессиональной деятельности.

Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы. Он, как правило, является индивидуальным или групповым. В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группе на наиболее эффективных приёмах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и т. д.

Успех деятельности мастера во многом зависит от

умения организовать целенаправленное,

дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого обучающегося. Активизация группы достигается введение элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом.

Степень самостоятельности обучающихся при выполнении производственного задания повышается, если мастер по ходу текущего инструктажа комментирует работу обучающихся, приводит примеры из опыта работы новаторов производства, работающих на базовом предприятии и т. д. Важно подчёркивать вопросы экономики производства (использование материалов, электроэнергии, сокращении затрат труда при выполнении той или другой операции).

В отдельном случае текущий инструктаж может носить групповой характер. Например, если в ходе наблюдения за работой обучающихся обнаружены типичные недостатки, или, наоборот, у отдельных обучающихся - ценные находки, то мастер принимает решение ознакомить с ними всех обучающихся.

Активизация группы достигается постановкой перед обучающимися производственных проблем, созданием соответствующих производственных ситуаций.

Заключительный инструктаж имеет несколько дидактических и воспитательных целей: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе, выявление обучающихся передовиков и их поощрение, выявление общих и индивидуальных просчётов в выполнении тех или иных трудовых операций, путей их устранения и т. д. Правильно построенный заключительный инструктаж оказывает большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду.

На современном уроке производственного обучения сочетаются две формы обучения : групповая и индивидуальная. При групповой форме обучения все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, одинаковые учебно-производственные работы, что позволяет мастеру проводить одновременно со всей группой вводный, текущий, коллективный и заключительный инструктажи и значительно облегчает руководство индивидуальной работой обучающихся. При этом создаются наиболее благоприятные условия для систематического изучения учебного материала.

В зависимости от цели и содержания изучаемого материала различают следующие типы уроков производственного обучения :

- уроки по изучению трудовых приёмов или операций, цель которых - дать обучающимся производственно технические знания, первоначальные навыки и умения для выполнения изучаемых приёмов или операций;

- уроки по выполнению комплексных работ, цель которых - ознакомить обучающихся с постепенно усложняющимися учебно-производственными работами, организацией труда и планирование технологического процесса, совершенствование и

закрепление навыков и умений, выполнение ранее изученных операций в различных сочетаниях.

Производственная практика обучающихся представляет

собой заключительный этап их профессиональной

подготовки и проводится в последние месяцы обучения. К

задачам, решаемым в процессе производственной практики,

относятся: совершенствование и конкретизация

профессиональных знаний, навыков и умений;

специализация по избранной профессии; накопление опыта

самостоятельной работы при выполнении сложных

производственных работ; освоение прогрессивной

технологии, современного оборудования, средств

механизации и автоматизации; овладение

высокопроизводительными инструментами и

приспособлениями, опытом передовиков и новаторов производства; изучение технической и технологической документации, вопросов научной организации труда на рабочем месте; применение ранее полученных знаний и умений на практике, решать сложные производственные задачи.

В период производственной практики важно ставить и решать задачи формирования профессионально ценных качеств будущих рабочих, таких как быстрота реакции, координированность движений, быстрота внимания, наблюдательность, умение определять на слух неисправность в работе оборудования и инструментов, развитие глазомера и т. д.

Критерием выбора методов является соответствие их

избранным формам организации учебного процесса, т. к.

общегрупповые, бригадные и индивидуальные формы

работы потребуют различных методов обучения. В этой

связи хотелось бы рассмотреть отдельные методы

производственного обучения : показ приёмов трудовых

действий, упражнения, самостоятельные наблюдения

обучающихся, письменное инструктирование, методы

обучения обучающихся передовым

высокопроизводительным приёмам и способам работы, формирования творческого отношения к труду, а также некоторые «активные» методы производственного обучения.

Показ приёмов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании обучающихся точного и чёткого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по обработке соответствующих приёмов и способов работы.

Для того чтобы обучающиеся могли осознать показываемое, разобраться во всех его подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь. Поэтому мастер выполняет показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя приём или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание обучающихся не только па конечных, но и па промежуточных моментов действия.

Воспринимая показ трудовых приёмов, обучающиеся должны не только понять, но и запоминать во всех деталях то, что им показывает мастер. Поэтому показ трудовых приёмов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.

Производя показ приёмов, нужно ясно представлять служебную роль методических приёмов показа. Обучающийся в конечном итоге должен чётко воспринять целостное трудовое действие. Поэтому показ трудовых приёмов всегда должен начинаться и завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом.

Упражнения

Навыки и умения, как и их компоненты, формируются путём упражнений, являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнением понимаются многократные повторения определённых действий в целях их сознательного совершенствования.

Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности, формирование профессиональной самостоятельности, достижения определённой скорости в работе, наконец, творческого отношения к труду.

Эти цели должны постепенно и постоянно повышаться по сложности и степени достижимости, находится в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение должно подготавливать выполнение последующего. Это обеспечивает последовательное поступательное движение обучающихся в освоении основ профессионального мастерства.

Весь процесс можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у обучающихся профессионального мастерства. В этой связи вполне оправданное утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения.

Вначале, при изучении приёмов и операций - это

отработка правильности трудовых действий, далее

достижение точности, скорости, сноровки; при выполнении

работ комплексного характера новыми целями

производственного обучения т. е. системы упражнений,

являются достижение заданной скорости, темпа, ритма

работы, освоение различных вариантов сочетания

технологических операций в реальном технологическом

процессе, типичных различных и специфических способов

использования инструментов, приспособлений.

Постоянными, сквозными, всё более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего

безграничное множество своих специфических проявлений уровней.

Упражнения и самостоятельная работа.

Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь

чёткое представление о соотношении понятий

«упражнения» и «самостоятельная работа», имея в виду, что

эти термины часто употребляются рядом, что

самостоятельную работу относят в раде случаев к

самостоятельному методу производственного обучения.

Самостоятельную работу обучающихся следует

рассматривать так же как упражнения, характерные для

периодов производственного обучения, когда деятельность

обучающихся носит в значительной степени

самостоятельный (т. е. независимый от мастера) характер.

Ведущей дидактической целью при этом является

отработка, формирование профессиональной

самостоятельности обучающихся в различных её проявлениях. Таким образом, (упражнения) и (самостоятельная работа) обучающихся соотносятся как целое и часть.

Письменное инструктирование.

Применение этого метода связано с использованием на

уроках производственного обучения различных

инструктивных учебных документов, являющихся

самостоятельными источниками информации. В

производственном обучении наибольшее применение

находят инструкционные, технологические

(инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приёмов и операций.

Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Учебные алгоритмы применяются при обучении обучающихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей; они содержат чёткие правила выполнения работ в типичных различных ситуациях.

Наличие такой документации письменного инструктирования позволяет каждому обучающемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процесс выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащихся в ней, в любых условиях. Это обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности по управлению процессом производственного обучения. Наибольший эффект даёт такая организация использования письменных инструкций, когда они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте.

«Активные методы» методы производственного обучения.

Полная активность в процессе учебно-производственных работ - это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в сознательном корректировании обучающимися собственных действий в соответствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положительным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок.

К «активным» методам производственного обучения относится, прежде всего, решение производственно-технических задач, таких как: определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ, правильный подбор машинных игл и приспособлений, т. д.

Более высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера, например:

- выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно - призводственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных обучающимися;

- разработка предложений по экономии рабочего времени, материалов, энергии и т. д.

Наиболее характерными учебно-производственными задачами, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-производственных работ. Такие задания обучающиеся выполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждением в группе. Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определённой системе, опираясь на производственный опыт обучающихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объяснение, почему работа должна выполняться в такой, а не в иной последовательности.

Следующим этапом являются словесные или письменные описания обучающимися процессов обработки изделий, выполняемых в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у обучающихся мысленных представлений о технологическом процессе в целом, умению расчленять его на отдельные элементы.

Существенное значение имеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельности содержатся в ней самой и способны выполнять роль «пускового устройства» для формирования других мотивов. В производственном обучении широкое применение получили деловые игры.

Основная их цель - формирование и отработка отдельных умений действовать в чётко определённых ситуациях. В ходе проведения деловых игр, обучающиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т. д.

Обучение обучающихся передовым высокопроизводительным приёмам и способам работы. В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения обучающихся высокопроизводительным приёмам и методам труда :

- личный показ и пояснением мастером производственного обучения передовых приёмов и способов труда;

- организация специальных упражнений обучающихся по отработке передовых приёмов труда на своих рабочих местах;

- широкое привлечение обучающихся к рационализаторской деятельности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудовых приёмов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений;

- использование материалов школ передового опыта, дополнительной информации журналов мод, технологических карт и т. д.

Все выше перечисленные формы и методы производственного обучения несомненно являются важными звеньями учебного процесса в целом, влияющими на мыслительную и творческую активность обучающихся.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы обучения рисованиюНетрадиционные методы обучения рисованию Идеи для детского творчества. Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию, что помогает обогащать и расширять художественный.

Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.

Консультация для родителей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников» Консультация для родителей: «Методы повышающие познавательную активность дошкольников». Познавательная активность дошкольников - это активность,.

Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №5» ДО №19 Консультация для воспитателей на тему:Методы повышающие познавательную.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся
Опубликовано: 31 марта 2018 в 12:26
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД