Елена Гуляева
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя, необходимая часть работы в детском саду. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя очень важно. Именно благодаря совместной работе возможно развитие ребенка. Не сможет музыкальный руководитель сам без помощи воспитателя на музыкальных занятиях, при подготовке к праздникам и развлечениям.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» размещена в разделах
Сотрудничество между музыкальными руководителями и педагогами определяет успех процесса музыкального развития детей дошкольного возраста.
Поговорим о том, что должен музыкальный руководитель и воспитатель.
Начнем с музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель :
1. Составляет сценарии праздников, развлечений. За 5-6 недель до начала праздника предоставляет сценарий воспитателям;
2. Отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение во время праздничных мероприятий; изучает с детьми песни и танцевальные движения на занятиях и в индивидуально;
3. Разрабатывает план занятий с учетом возраста детей, требований образовательной программы детского сада и применяемых методов
4. Включает в план индивидуальную работу, ежемесячные развлекательные мероприятия,
5. Рекомендует индивидуальной работы по развитию двигательных навыков и певческих способностей детей, а также рекомендации по проведению музыкально- дидактических игр в группе;
6. Вписывает в тетрадь песен и танцевальные движения до начало разучивания их на занятиях:
7. Ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы;
8. Обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы;
9. Подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Что же должен делать воспитатель :
1. Принимает участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы;
2. Готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам;
3. Проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок
4. Помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником);
5. Исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария;
6. Вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.
7. Осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя;
8. Создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений;
9. Подготавливает детей к занятию - следит за наличием удобной обуви для занятия и безопасной;
10. Помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ДОУ;
11. Обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях;
12. Проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т. д.).
В заключении хочется добавить своими словами самое ценное, вынесенное из моего педагогического опыта взаимодействия с воспитателями :
- если эти два сотрудника относятся друг к другу с УВАЖЕНИЕМ, прислушиваются к рекомендациям друг друга, профессионально дружат,
" не тащат одеяло каждый сам на себя", делают так как лучше КАЖДОМУ РЕБЕНКУ -то нет никаких проблем во взаимодействии.
Здесь конечно сказывается вообще в целом ВОСПИТАННОСТЬ и КУЛЬТУРА каждого из этих двух сотрудников
- очень важно умение " слушать" другого и не давить своим мнением и опытом
-все конфликты и разногласия между этими сотрудниками, если уж они возникли, должен грамотно и чутко "гасить" руководитель сада, приходя к консенсусу, взаимному знаменателю, выслушивая сторону каждого из сотрудников.
- если коллектив дружный, всё делается в " команде", если каждый чётко знает, что он делает, если никто не затевает ссоры и конфликты на пустом месте в угоду своего эгоизма - нет никогда никаких проблем.
-отдельно хочется сказать о помощниках воспитателя. Их помощь в проведении занятия и праздниках также велика, они помогают с детьми, они играют роли на праздниках, они помогают в режимных моментах, за что им огромное спасибо от всех музыкальных руководителей. На моих глазах выросло много прекрасных воспитателей из нянечек, с которыми работать - одно удовольствие!
И САМОЕ ВАЖНОЕ - музыкальный руководитель никогда не справится так хорошо один, сам с детьми на развлечении, празднике или на занятии без воспитателя! Воспитатель необходим музыкальному руководителю - как воздух и вода. Вместе, дружно они " свернут горы!"