Лучший педагог года

Долгосрочный познавательно-творческий проект в младшем дошкольном возрасте «Роль сказки в речевом развитии детей»

Лютова елена викторовна
Долгосрочный познавательно-творческий проект в младшем дошкольном возрасте «Роль сказки в речевом развитии детей»

Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта :

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Публикация «Долгосрочный познавательно-творческий проект в младшем дошкольном возрасте „Роль сказки в речевом развитии детей“» размещена в разделах

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс – воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Роль сказки в речевом развитии детей».

Цель проекта : Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в творческой деятельности.

Задачи проекта :

Образовательные:

- Учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев;

- Формировать интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт в творческой речевой деятельности;

- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

Развивающие :

- Развивать индивидуальные особенности в творческой речевой деятельности;

- Продолжать развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;

- Развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой;

- Формировать нравственные качества и взаимопомощь у детей.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный;

Основной;

Заключительный.

Планируемые результаты:

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- Повысить интерес детей к русской народной сказке;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью;

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

-Совершенствование звуковой стороны речи;

-Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

-Повысится культурный уровень дошкольников.

Продукты реализации проекта :

- Инсценировка сказок совместно с воспитателем "Репка", "Теремок", "Вышла курочка гулять", "Три медведя", "Два веселых гуся";

- Прослушивание звукозаписей детских сказок "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Кот, петух и лиса", "Сказка об умном мышонке", "Кот и лиса", "Муха - цокотуха", "Путаница";

- Рассказывание детьми сказок "Репка", "Теремок", "Рукавичка", "Кот и лиса", "Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса", "Сказка о глупом мышонке";

- Рисование сказочных персонажей : колобок, яйцо, репка, следы зверей;

- Чтение стихотворений, потешек;

- Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»;

- Развлечение «Путешествие в мир сказок».

Ход реализации проекта:

1) Этап. Подготовительный

1. выявление проблемы, определение цели, задач;

2. подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

3. составление картотек игр и литературного материала по теме проекта;

4. анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;

5. обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2) Этап. Основной

1. беседы «Какие сказки я знаю»;

2. знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;

3. рассматривание иллюстраций к сказкам;

4. организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;

5. Инсценировка сказок совместно с воспитателем "Репка", "Теремок", "Вышла курочка гулять", "Три медведя", "Два веселых гуся";

6. консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»;

7. конкурс рисунков для родителей «Мой любимый сказочный герой».

3) Этап. Заключительный

1. развлечение по теме «Путешествие в мир сказок»;

2. выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

3. повторный опрос детей и анкетирование родителей;

4. анализ полученных результатов.

Вывод

Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Итоговый мониторинг указывает на то, что у детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.

Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.

Список используемой литературы.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез -2010.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка-синтез, 2010.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозайка-синтез, 2010.

6. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011.

7. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (1 младшая группа) : Учеб. пособие. – 2-е изд. – М. : Центр педагогического образования, 2009.

8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.

9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.

10. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб. : Детство-Пресс.

11. Бутарина Е. Г. Как мы играем :Учеб. -наглядное пособие.

12. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,

Москва 2003 г.

13. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Безопасность детей на дорогах в младшем дошкольном возрасте» Консультация для родителей: «Безопасность детей на дорогах в младшем дошкольном возрасте» Учите детей безопасному поведению на дороге своим.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Аппликация в младшем дошкольном возрастеАппликация в младшем дошкольном возрасте Здравствуйте. Работая на второй младшей группе,мы с детьми,делаем много аппликаций. И сегодня наш разговор пойдёт об аппликации. Дети возраста.

Долгосрочный познавательно-творческий проект «Огород» Подготовили: Мележик Т. Н Вид проекта: ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ. Продолжительность: 3 месяца (с июня по август). Участники проекта: дети.

Консультация «Игровые технологии в младшем дошкольном возрасте» Игровые технологии в младшем дошкольном возрасте В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни.

Конспект НОД в младшем дошкольном возрасте «Экскурсия по ДС зимой» Конспект НОД в младшей группе «Экскурсия по территории детского сада зимой»Цель: показать, что природа зимой не погибает, а погружается.

Консультация для родителей «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Проект в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет» Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет» Фольклор в.

Роль театрализованных игр в познавательно-речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС Значение театрализованной игры в коррекционно- развивающем обучении дошкольников с нарушениями речи Значительные трудности в овладении навыками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный познавательно-творческий проект в младшем дошкольном возрасте «Роль сказки в речевом развитии детей»
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 14:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД