Ольга Гусева
Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно острой. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Задорные ложкари».
Публикация «Долгосрочный проект дополнительного образования кружка „Задорные ложкари“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложкари, баклушники
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Цель проекта : обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
Задачи проекта :
Расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)
Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
Пропаганда музыкальной культуры и искусства.
Направления работы:
Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
Самостоятельное исполнение произведений на русских народных
инструментах.
Развитие творческих способностей.
Новизной и отличительной особенностью данного проекта является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы в кружке «Ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное и вечернее время. В год проводится 25 - 27 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут: младшая группа ансамбля 20-25 минут, старшая группа ансамбля 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:
- беседа;
- рассматривание подлинных русских народных инструментов;
- слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы;
- знакомство с русским народным костюмом;
- знакомство с промыслами;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
- экскурсии;
- организация фотовыставок;
- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренного проектом распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный
материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Структура проекта :
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап (старшая группа) младшая группа ансамбля
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, осваивают технику игры на ложках.
2 ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная группа)
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы проекта взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.
Предложенный проект является вариативным, комплексным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Проект рассчитан 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:
(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)
для отработки техники игры на ложках;
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным
репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают
выводы, анализируют);
на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Ожидаемый результат:
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;
слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
ансамбле.
Критерии определения результативности проекта :
ритмичность выполнения всех заданий;
в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;
легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.
Способы определения результативности проекта :
игра на 2-х и 3-х ложках;
игра на русских народных инструментах;
Работа с родителями предполагает:
Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.
Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки, делают атрибуты и шьют костюмы.
Формой подведения итогов реализации данного дополнительного образовательного проекта являются : конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, фольклорные праздники (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари, развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, на завалинке, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I РАЗДЕЛ
Этапы обучения:
на ложках
I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи. Знакомство с русским народным костюмом, промыслом местных ремесленников.
II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.
IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.
V этап – работа над музыкальным произведением.
VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.
на русских народных инструментах
- знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;
- постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;
- освоение основных приемов звукоизвлечения;
- развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
- работа над музыкальным произведением.