Лучший педагог года

Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»

Ольга Гусева
Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно острой. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Задорные ложкари».

Публикация «Долгосрочный проект дополнительного образования кружка „Задорные ложкари“» размещена в разделах

Цель проекта : обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.

Задачи проекта :

Расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)

Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

Пропаганда музыкальной культуры и искусства.

Направления работы:

Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)

Самостоятельное исполнение произведений на русских народных

инструментах.

Развитие творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью данного проекта является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Основной формой работы в кружке «Ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное и вечернее время. В год проводится 25 - 27 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут: младшая группа ансамбля 20-25 минут, старшая группа ансамбля 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:

- беседа;

- рассматривание подлинных русских народных инструментов;

- слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы;

- знакомство с русским народным костюмом;

- знакомство с промыслами;

- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;

- экскурсии;

- организация фотовыставок;

- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренного проектом распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный

материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на народных инструментах.

Структура проекта :

Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (старшая группа) младшая группа ансамбля

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, осваивают технику игры на ложках.

2 ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная группа)

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.

Основные разделы проекта взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.

Предложенный проект является вариативным, комплексным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Проект рассчитан 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:

(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)

для отработки техники игры на ложках;

в ритмической тренировке;

при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным

репертуаром;

для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.

Ожидаемый результат:

играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;

слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;

ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;

понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

ансамбле.

Критерии определения результативности проекта :

ритмичность выполнения всех заданий;

в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;

легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.

Способы определения результативности проекта :

игра на 2-х и 3-х ложках;

игра на русских народных инструментах;

Работа с родителями предполагает:

Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.

Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки, делают атрибуты и шьют костюмы.

Формой подведения итогов реализации данного дополнительного образовательного проекта являются : конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, фольклорные праздники (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари, развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, на завалинке, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I РАЗДЕЛ

Этапы обучения:

на ложках

I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи. Знакомство с русским народным костюмом, промыслом местных ремесленников.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

на русских народных инструментах

- знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;

- постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;

- освоение основных приемов звукоизвлечения;

- развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

- работа над музыкальным произведением.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Автор публикации:
Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 23:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД