Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»

Ольга Гусева
Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно острой. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Задорные ложкари».

Цель проекта: обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.

Задачи проекта:

Расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)

Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

Пропаганда музыкальной культуры и искусства.

Направления работы:

Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)

Самостоятельное исполнение произведений на русских народных

инструментах.

Развитие творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью данного проекта является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Основной формой работы в кружке «Ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное и вечернее время. В год проводится 25 - 27 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут: младшая группа ансамбля 20-25 минут, старшая группа ансамбля 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:

- беседа;

- рассматривание подлинных русских народных инструментов;

- слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы;

- знакомство с русским народным костюмом;

- знакомство с промыслами;

- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;

- экскурсии;

- организация фотовыставок;

- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренного проектом распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный

материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на народных инструментах.

Структура проекта:

Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (старшая группа) младшая группа ансамбля

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, осваивают технику игры на ложках.

2 ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная группа)

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.

Основные разделы проекта взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.

Предложенный проект является вариативным, комплексным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Проект рассчитан 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:

(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)

для отработки техники игры на ложках;

в ритмической тренировке;

при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным

репертуаром;

для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.

Ожидаемый результат:

играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;

слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;

ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;

понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

ансамбле.

Критерии определения результативности проекта:

ритмичность выполнения всех заданий;

в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;

легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.

Способы определения результативности проекта:

игра на 2-х и 3-х ложках;

игра на русских народных инструментах;

Работа с родителями предполагает:

Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.

Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки, делают атрибуты и шьют костюмы.

Формой подведения итогов реализации данного дополнительного образовательного проекта являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, фольклорные праздники (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари, развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, на завалинке, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I РАЗДЕЛ

Этапы обучения:

на ложках

I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи. Знакомство с русским народным костюмом, промыслом местных ремесленников.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

на русских народных инструментах

- знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;

- постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;

- освоение основных приемов звукоизвлечения;

- развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

- работа над музыкальным произведением.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Долгосрочный проект дополнительного образования кружка «Задорные ложкари»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 23:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Конспект занятия по лепке «Божья коровка» в средней группе
Программное содержание: продолжать учить лепить предметы из двух частей разного размера путем прижимания, отщипывать маленькие кусочки от куска пластилина,...
Фотоотчет «Забавные насекомые»
На просторах улиц столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И....
"Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского. Программное...